Олег Суслов, телеведущий и кинорежиссёр, четыре года назад сменил Красноярск на Петербург. И если здесь его знали как журналиста, человека, плотно связанного с культурой края, рассказывающего о ней с экрана телевизора, то сейчас он появился в городе в качестве детского писателя. Олег презентует своё первое изданное произведение для юных сибиряков. А корреспонденту krsk.aif.ru он рассказал, почему пишет именно для детей, как увлечь их чтением, как развивается культура в столицах и регионах, а также о том, чувствует ли притяжение родной земли.
Дождик в Красноярске
Елена Бухтоярова: Олег, Красноярск помнит тебя как человека, плотно связанного с творческой работой – телевидение, проекты о культуре. При этом ты и газету выпускал, и кино снимал. Но как детский писатель заявил о себе впервые.
Олег Суслов: Я пишу всю жизнь. За это время накопилось много текстов, которые могли бы стать книгами. Но я никогда не задумывался над этим серьёзно. Подтолкнула к этому одна история и моя жена. Как-то пришлось в телефонном режиме сочинять сказку, чтобы дочка моей знакомой уснула. Малышке сказка понравилась, её маме-филологу тоже. И моя жена Наташа тоже сказала: «Отличная вещь!» Так появились «Приключения Дождика и Кораблика». Потом родилось ещё несколько сказок, некоторые из них могли вылиться в целые сериалы.
– Что думаешь о современной литературе – детской и взрослой? На прилавках много детективов, комиксов, много иностранной литературы. Не перешло ли, по-твоему, качество в количество?
– Сегодня бум детской литературы. На запрос юных читателей, и особенно их родителей, самые передовые издательства печатают потрясающие книги. Умные, богато, ярко иллюстрированные, захватывающие своими сюжетами и мыслями, которые излагают для юной аудитории детские писатели.
Жанры, которые представлены в большом разнообразии, будь то сказки, приключения, детские детективы, обучающие книжки, детская научная литература, – всё это очень хорошо. Потому что жанр – это лишь формат подачи. Он обусловлен интересом читателя, вовлечением его в процесс чтения. Конечно, самое главное в любой книге – её содержание, смыслы и мысли, заложенные в ней. Сегодняшние произведения – не все, конечно, но такие как романы Джоан Роулинг о Гарри Поттере, – становятся настоящей классикой.
– И всё-таки какие проблемы сегодня надо освещать детскому автору? Времена меняются, меняются герои, темы…
– Я пишу детские сказки. В них герои живут и действуют в придуманных книжных вселенных. Но, разумеется, все эти книжные вселенные устроены по одному основополагающему принципу вселенной настоящей: движет мир сказочный и реальный добро. Добро и фундаментальные ценности – любовь, красота, радость, жажда жизни, дружба. Вот о чём всегда говорили детские писатели, вот о чём пишу я.
Через читку к чтению
– Большая проблема современного мира – отсутствие у детей желания читать. Но есть разница и в формулировках. Родители ищут советы, как заставить школьников читать. А вопрос скорее в том, как ребёнка чтением заинтересовать.
– Я всегда об этом думаю, когда пишу. Во-первых, я знаю, кто это будет читать. Покупают книжки мамы, а не дети. Я вижу родительский интерес. И потому книга должна быть интересна обоим. Чтобы сесть рядом – мама читает, а ребёнок слушает и рассматривает иллюстрации. И это помогает ему во время чтения погружаться в другой мир. И мир этот должен быть интересным, увлекающим. Поэтому и иллюстрации в книге очень важны.
На свои читки я всегда жду детей с родителями. Ценно, когда папа выходит на сцену и изображает флюгер. Или когда с родителями устраивается совместное шоу, как было здесь, в Сибири, в Юдинской библиотеке например. Дети изображали сценку из книги: выстраивались табуном коней, «цокали» деревянными ложками, а сверху восседал император. И это не спектакль, я людей вижу впервые.
– Олег, в своё время ты на местном телевидении сделал много программ о культуре. Сегодня ты купаешься в культурных мероприятиях северной столицы. Как ощущаешь культуру Петербурга?
– Петербург был и остаётся культурной столицей нашей страны. Потому что все самые передовые процессы в области культуры, музейной практики, художественные и театральные проекты проходят «отбор» Петербургом, который, безусловно, накладывает, словно калибрует, любую культурную интонацию на примере классики. И уже проверенное Петербургом, словно знаком качества, высокой классической шкалой, всё новое по-особенному трансформируется в нашу культурную жизнь.
В Петербурге происходят мощные культурные процессы, глубинные, смысловые. Это видно по качеству концертов, выставок, лекций, спектаклей. И, разумеется, любой другой город страны может брать за образец и реализовывать на своей территории те художественные практики, что создаются в Петербурге.
Сибирью прирастать
– В Сибири недавно прошёл фестиваль Дмитрия Хворостовского. Юрий Башмет – частый гость в Сибири. И, казалось бы, в столицах было бы проще всех собрать, но большие фестивали часто теперь проходят и здесь. Есть, по-твоему, в этом какой-то особый смысл?
– Чем больше настоящих артистов, именитых творческих коллективов будет приезжать на гастроли в регионы, участвовать в творческих проектах, тем выше и качественней будет культура не только в больших и малых городах, а в стране в целом. Культура – неделимое понятие. Нет провинциальной культуры, как нет отдельно столичной культуры. Есть единая культура страны. И чтобы она развивалась, безусловно, нужны такие фестивали, как фестиваль Хворостовского в Красноярске. Они необходимы не только краю, но и стране!
– В то же время наши театры довольно часто выступают на подмостках Москвы и Петербурга. Ходишь ли ты на их спектакли там и замечал ли разницу восприятия?
– Огромная часть твоей жизни прошла в Сибири. Есть ли ощущение притяжения родной земли?
– Я уже много лет живу в Петербурге. Но каждый день, живя в этом потрясающем городе-музее, ощущаю себя сибиряком, горжусь этим и знаю, что малая родина останется навсегда и во мне, и в моих книгах. И ещё мне очень не хватает в Петербурге наших гор. Пришлось даже картину написать «Если бы горы были к нам добрее, они бы пришли к нам».