Владимир Юрченко — человек, в котором парадоксальным образом уживаются две ипостаси. Он сотрудник полиции с 25-летним стажем, полковник, начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Красноярскому краю. А в свободное от службы время — писатель, автор отмеченных престижными премиями фантастических произведений.
Недавно он стал победителем всероссийского конкурса «Настоящая фантастика», покорив жюри закрученным сюжетом о пропавшей в Якутии экспедиции, от которой осталась лишь одна видеокассета, и расследовании тайны исчезновения животных ледникового периода.
Корреспондент krsk.aif.ru поговорила с правоохранителем и писателем о зарождении новых миров, о том, почему фантастам не стоит заниматься предсказаниями, и как суровая сибирская реальность становится источником вдохновения.
Гипотеза, а не выдумка
Наталия Тихомирова, krsk.aif.ru: Владимир, ваши тексты — лауреаты престижных sci-fi премий. С чего для вас начинается новая вселенная: с необычного технологического образа, необычного героя или с какой-то философской идеи?
Владимир Юрченко: Для меня рождение идеи произведения скорее начинается с интересной научной гипотезы. Задача писателя-фантаста заключается не в том, чтобы что-то придумать (этим занимаются учёные, инженеры и изобретатели) — он должен сконструировать произведение так, чтобы научная идея зажила своей жизнью, вписалась в реальность и стала интересна читателям.
Например, мой рассказ «Проклятая земля» появился после изучения мимикрии Бейтса, когда животные могут имитировать особь своего или другого вида. А в основу повести «Песни свирели» заложены идеи «теории основного мифа» советских лингвистов Топорова и Иванова по реконструкции индоевропейской мифологии. Дальше уже всё зависит от таланта автора. Мне ближе приключенческий или детективный формат, кому-то — психологические или социальные исследования человеческой натуры.
— Что важнее для современной фантастики: предсказывать будущее или исследовать вечные вопросы человечества?
— Что касается предсказаний, то вряд ли это главная задача фантастики. Единицы предсказаний сбылись, а тысячи нет. Никто из фантастов 1950–1980-х годов даже близко не подошёл к той реальности, в которой мы живём сейчас.
Будущее не линейная математика, просчитать его невозможно, только дать приблизительный ответ с множественными вариациями. А фантасты пока дают только два ответа: либо идеальный мир (утопия или антиутопия), либо постапокалиптический.
У меня, как я считаю, так называемая фантастика «ближнего прицела»: действие происходит здесь и сейчас, но... Моя реальность всегда на границе между двумя мирами: нашим и мифологическим. Это тоже на уровне интуиции, потому что даже в своём сознании мы живём в двух реальностях: окружающей и вымышленной. Отсюда, кстати, и многие наши проблемы с окружающими: в своём мире мы другие.
Читателям интересно иное: как будет вести себя человек, останется он таким же или изменится? Моё предсказание — не изменится. Мы, несмотря на окружающую нас цивилизацию, так и остались палеолитическими охотниками.
Мы в этом периоде сформировались как вид, и все наши инстинкты оттуда, изменить их невозможно. Мы вечно будем задаваться вопросом: тварь я дрожащая или... И всегда будем проявлять сочувствие к своим и ненависть к врагам. Но мне можно не верить, я же фантаст, а значит, вряд ли предскажу правильно.

Не утонуть в море книг
— В чём уникальная сила фантастики в привлечении молодёжи к чтению? Что жанр может предложить тому, кто и так вырос в мире компьютерных игр и сериалов?
— Я не вижу здесь проблемы поколений. Главным потребителем фантастики и фэнтези всегда были, есть и будут подростки и молодые люди в возрасте от 12 до 30 лет. И они всегда будут читать фантастику, несмотря на свои игры или модные сериалы. Для кого-то из них, уверен, фантастика останется интересом на всю жизнь, а большинство, возможно, перейдут в другие литературные ниши.
На мой взгляд, проблема в другом, даже не в конкуренции между способами развлечений, а в том, что сейчас происходит «авторский взрыв».
Писать могут все. Литературы столько, что реально можно утонуть в вале книг. Вряд ли я, например, живя в 1970-х, мог быть издан: это слишком сложный процесс. Сейчас всё просто: набиваешь текст, отправляешь по электронной почте в редакцию или на конкурс. Если там не получается, публикуешь в Сети... И всё, ты писатель! А как читателю справиться с таким объёмом контента? Поэтому и возникает сейчас нишевая «литература коллективного чтения». Раньше несколько десятков произведений обсуждала вся страна, сейчас такого уже не будет. Слишком много текстов и вкусов у читателей.
Магия таёжной реальности
— Красноярск и Сибирь — это лишь место, где вы живёте, или же суровая природа и её масштабы подсознательно влияют на ваши тексты?
— Конечно, влияют. Можно придумать и описать массу миров, но толковый автор всё равно будет описывать то, что он видит вокруг. Знаете, какие самые лучшие фэнтези-миры? Не те, которые придумываются, а те, которые взяты из реальности и подправлены магией. Кельтская история у Толкиена или средневековые европейские междоусобицы у Мартина, например.
Красноярскому краю и Сибири в целом, конечно, есть что сказать в мире фантастики. Это и другой склад характера у людей, и другое ощущение мира. Мы не совсем ещё оторвались от природы, не ушли в глобальную цифровую цивилизацию, а возможно, даже в ней сохраним свою самобытность.
А вообще, почему я начал писать. Я ведь занялся литературой, когда уже служил в органах. Это была своеобразная попытка найти баланс. В силу профессии мне приходится сталкиваться с не очень хорошей стороной жизни. А литература даёт возможность увидеть и другую сторону людей, а не только тот вал негатива, с которым ты постоянно имеешь дело на службе.
Мои тексты вызывают очень большой интерес у коллег, наверное, потому что в серии рассказов главным героем выведен сотрудник уголовного розыска, который расследует различные таинственные преступления, этакий Фокс Малдер. Коллеги просят эти рассказы почитать. Нередко дают ценные идеи, потому что опыт большой. Я был приятно удивлён, что мои книги вызвали у них такой интерес. Просят продолжения, советуют, критикуют, иногда очень толково. Очень положительно относятся к моим произведениям.

«Золотая полка» от фантаста
— Если бы вас попросили составить «золотую полку» для подростка, что бы вы на неё поставили?
— Вот что я смело могу рекомендовать тем, кто любит фантастику:
- Владимир Обручев, «Земля Санникова» и «Плутония» — прекрасные образцы отечественной научно-фантастической приключенческой литературы, действие которых происходит в сибирской Арктике. Могут показаться простыми, но это чрезвычайно глубокие произведения.
- Аркадий и Борис Стругацкие, «Пикник на обочине» — лучшая социально-философская фантастика, на мой взгляд.
- Майкл Крайтон, «Парк Юрского периода» — лучшая научная фантастика.
- И ещё добавлю одного красноярского писателя. Вячеслав Назаров, «Синий дым» — лучшая космическая фантастика.
Их читать не перестанут, особенно бестселлеры. Раз в несколько лет что-нибудь выстреливает, когда за книги берутся все. Роулинг и Браун не дадут соврать.
Ранее мы публиковали уникальные факты о красноярской писательнице Анне Джейн, ее признали самой издаваемой в стране.
Ушла молодой. Кто такая Анна Джейн, книги которой самые издаваемые в России?
«Универсально преступный мир». Как жизнь Достоевского влияла на его романы
Писатель может и приврать? Чем зацепить детей, чтобы чтение было в радость?
Верка из Сибири. Красноярка в декрете написала книгу о семье, любви и дружбе