Примерное время чтения: 4 минуты
157

В красноярском аэропорту откроется выставка уникальных фотографий Алсиба

Предоставлено Агентством печати правительства Красноярского края.
Красноярск, 24 апреля - АиФ-Красноярск.

В красноярском аэропорту с 14 часов 24 апреля открывается выставка уникальных фотографий по «Алсибу» – воздушной трассе между Аляской и СССР. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Красноярского края.

9 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве воздушной трассы Красноярск — Уэлькаль (поселок на берегу Чукотки) для перегонки американских самолетов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Определить маршрут перегонки самолетов было поручено начальнику Главного управления Гражданского воздушного флота, уполномоченному Государственного Комитета Обороны, прославленному полярному летчику, Герою Советского Союза Василию Сергеевичу Молокову.

Для реализации проекта на маршруте построили 17 аэродромов, в США и Канаде — 15.

Трассу оборудовали средствами связи и радионавигации. К концу войны на трассе действовал 21 аэродром на основном направлении и 5 — на обходных трассах. «Алсиб» стал крупнейшим проектом советско-американского сотрудничества.

Трасса заработала осенью 1942 года. Административным ее центром стал Якутск — он располагался практически посередине трассы. В Якутске была возможность организовать ремонт самолетов, и здесь был самый мощный на северо-востоке страны радиоцентр.

Советские летчики перенимали эстафету от американских коллег в городе Фэрбенксе. 6 октября 1942 года отсюда вылетела первая партия самолетов. Это были семь истребителей Р-40, лидером группы шел бомбардировщик Б-25 под управлением самого начальника трассы — Ильи Павловича Мазурука.

На красноярском аэродроме первые самолеты «Алсиба» приземлились 11 ноября 1942 года. Главным местом посадки и обслуживания самолётов, поступающих по ленд-лизу, стал сухопутный аэродром на левом берегу Енисея. Бывало так, что на аэродроме одновременно находилось до 200 самолетов разных типов.

Трасса была расформирована в октябре 1945 года. За три года ее работы летчики перегнали 8 094 самолета, перевезли 124 966 пассажиров, 14 226,8 тонны грузов и почты. Благодаря Алсибу Сибирь получила сеть хорошо оборудованных аэропортов с навигационным оборудованием, что позволило ускорить развитие региона в послевоенное время. Героическая работа авиаторов-перегонщиков на трассе Аляска — Сибирь получила высокую оценку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизией (КПАД), а 551 человек личного состава были удостоены боевых орденов и медалей.

Фото: Предоставлено Агентством печати правительства Красноярского края.

Через Красноярск в годы войны переправляли не только зарубежную технику, но и отечественные самолеты. Военный аэродром в краевом центре был базовым и для приема самолетов с авиационных заводов в Иркутске и в Комсомольске-на-Амуре.

Количество поставленных по Алсибу самолетов:

Бомбардировщики:

  • 725 North American B-25 Mitchell
  • 1330 Douglas A-20 Havoc DB-7 Boston

Истребители:

  • 43 Curtiss P-40 Warhawk Tomahawk (Kittyhawk)
  • 2593 Bell P-39 Airacobra
  • 2640 Bell P-63 Kingcobra
  • 3 Republic P-47 Thunderbolt

Транспортные самолеты:

  • 1 C-46 Curtiss
  • 705 DouglasC-47 Skytrain

Учебно-тренировочные самолеты:

  • 54 North American АT-6 Texan

К слову, в августе 2006 года в американском городе Фэрбенксе (Аляска) был открыт памятник. Американский и советский лётчики стоят на фоне истребителя Р-39 «Аэрокобра», повернувшись в сторону Берингова пролива. Отсюда стартовали самолёты, пунктом назначения которых был Красноярск. Таким образом, за океаном почтили память всех, кто перегонял самолёты на трассе «АлСиб».

В Красноярске на Троицком кладбище слева от храма стоит памятник. До недавнего времени там была только одна табличка: «Погибшим воинам-лётчикам. 1941-1945 гг.». Памятник установлен конкретным людям, погибшим 17 ноября 1942 года на красноярском аэродроме. Двадцать боевых лётчиков погибли, не долетев до места назначения. Трагедия случилась в самом начале работы секретной авиаперегоночной трассы Аляска — Сибирь. После долгих поисков удалось найти имена тех, кто погиб на красноярском аэродроме 17 ноября 1942 года. Сегодня гранитную пирамиду дополняют мемориальные доски с высеченными именами, званиями и должностями авиаторов, погибших в самые первые дни работы авиаперегоночной трассы Аляска — Сибирь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах