Хакасия – излюбленное место отдыха жителей не только Красноярского края и близлежащих регионов – она также привлекает туристов из других регионов России и из-за рубежа. Для многих она чаще всего ассоциируется с территорией с целебными солёными озёрами, сопками с каменными грядами, похожими на стены, и многочисленными древними курганами посреди степи. Но есть ещё одно удивительное место, которое прячется среди вековых лиственниц и тянется вдоль реки Белый Июс. Это горные хребты Тогыз-Аз. По тропе предков (шаманов) прогулялся корреспондент «АиФ-Красноярск».
«Девять ртов»
В переводе «Тогыз-Аз» – «Девять ртов». И действительно, с противоположной стороны реки, на макушках скальных массивов, можно увидеть девять гротов, напоминающих широко разинутые рты. Здесь в эпоху неолита жили древние люди, это место до сих пор используется при проведении священных обрядов, оно также привлекает любителей пеших прогулок. В день, когда мы решили впервые отправиться туда, моросил дождь, но отказываться от прогулки мы не стали. Вооружившись плащами и непромокаемой обувью, оставив в машине запасную одежду, пошли на поиски приключений. И не пожалели: пасмурная погода сделала путешествие ещё более загадочным.
Путешествие по Тропе предков, или шаманов (почему она так называется, станет понятно позже), начинается от музея под открытым небом. Мы прошли через него и заплатили 50 рублей со взрослого человека, хотя, как говорят местные, музей можно обойти по тропинкам. Первой на пути встречается грот Проскурякова. Здесь обитали люди эпохи неолита. Перед входом удобная площадка, она скрыта от глаз, здесь нет ветра, в нескольких шагах – река. По предположениям учёных, люди жили здесь на протяжении долгих тысячелетий, об этом говорят наскальные рисунки, которым более 20 тыс. лет. От грота тропа уводит вверх, карабкаться по ней непросто, особенно в дождливую погоду; можно вернуться назад и пройти по тропинкам, которые ведут через лес. Но мы всё же рискнули. Пройдя через узкую расселину на вершине, вышли на место, откуда открывается живописный вид на реку, тайгу и исчерченную тропинками скальную гряду, по которой низко плывут облака. И тишина… Вообще, этот склон южный, в ясную погоду он хорошо прогревается. Здесь можно услышать пение жаворонков, стрекотание кузнечиков. Мы же наслаждались шумом реки: в сырую погоду он эхом доносится до вершины горы.
Пообщаться с духами
Тропа идёт то вверх, то вниз. По дороге мы нашли выработку, где древние люди добывали руду. До сих пор в отвалах шурфа можно увидеть много железной руды и камней с зелёным налётом. Встретили священное дерево с множеством разноцветных ленточек, а рядом – место для проведения обрядов: тропинка, закрученная внутрь по спирали, вдоль выложенная камнями. Говорят, что современные шаманы до сих пор проводят здесь обряды. Жаль, что мы не знали значения этой «улитки», но всё же не удержались, чтобы тоже пройти по вытоптанной тропинке. Когда доходишь до центра, голова освобождается от мыслей, возникает ощущение, что ты погрузился глубоко внутрь себя.
На вершине горы есть ещё одна огромная арка. Проход под ней перегорожен каменной стеной. Это вход в Тогызазскую пещеру. В ней жили доисторические люди, это, пожалуй, самая удобная и просторная пещера с многочисленными нишами внутри. Если пройти вперёд, на нависающую над рекой скалу, с неё открывается удивительный вид на пещеру: гора похожа на дух с открытым ртом.
До конца тропы, где находится последний грот – «Ворота», доходят не все туристы. Путь сюда крутой, особенно у вершины, но вид манит: круглый свод, внутри которого чернеет треугольный вход. Кстати, археологи предполагают, что скальные массивы образовались после схождения ледниковых масс, однако учёные про этот вход другого мнения: говорят, что вода не могла промыть свод такой формы, и, скорее всего, она рукотворная. При этом вход ориентирован на северо-запад, а значит, мог использоваться как сакральное место. Есть версия, что люди сюда шли умирать или пообщаться с духами предков. Этот момент нас не напугал, и мы решили, что дойдём до конца. Сначала тропинка спускается вниз, потом ныряет под арку из кустарника, за которой открывается крутой подъём на вершину. Подниматься по камням, которые осыпались под ногами, было действительно трудно, по тропинкам – скользко. Пришлось буквально ползти вверх, хватаясь за кусты, чтобы не упасть. Но оно того стоило. Вблизи пещера оказалась ещё более загадочной: сам вход неглубокий, вокруг украшен многочисленными арками, сводами и коридорами, по которым мы с удовольствием походили. А после отдохнули в тишине в одной из ниш – никто из тех немногочисленных туристов, которые рискнули пойти в непогоду, не решился сюда подняться.
В начале пути нам обещали, что путешествие займёт около 4–5 часов – мы уложились в это время, при том, что никуда не спешили и наслаждались видами этого удивительного места. Обратный путь прошёл на удивление легко и быстро, мысли прояснились, тело было благодарно нагрузке после длительного периода самоизоляции. А ночью мне приснился необычный сон, будто я древний шаман, камлающий возле священного костра, а после птицей улетающий под облака над скальной грядой вдоль реки Белый Июс…