В Норильске произошел крупный разлив нефти – вылилось свыше 20 тыс. тонн дизельного топлива. Большая его часть попала в реки Амбарная и Далдыкан, а также в притоки. Сейчас на месте работают специалисты разного уровня. «АиФ-Красноярск» выяснял, что произошло, кто и как ликвидирует последствия.
Хронология событий
Разлив нефти произошел еще 29 мая. Но тогда о масштабе случившегося ничего не было ясно. На сайте регионального МЧС появилась информация, которая кажется штатной «В 12:45 (мест.) 29.05.2020 г. г. Норильск, в районе «Надежденского металлургического завода», на территории ТЭЦ-3 произошла разгерметизация резервуара с дизельным топливом, легковой автомобиль заехал в розлив, в результате чего произошло возгорание топлива. В 14:43 (мест.) возгорание ликвидировано. На тушение пожара привлекалось 27 человек и 10 единицы техники, в том числе от МЧС России – 7 человек и 2 единицы техники».
Однако, как сообщает Норильско-Таймырская энергетическая компания, на чьей территории произошло ЧП, они проинформировали все необходимые инстанции в соответствии с планом ликвидации аварии.
О масштабах происшествия правительство края узнало от ЕДДС днем 31 мая. По поручению губернатора была создана комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая принила решение о введении режим ЧС межмуниципального характера. В понедельник на помощь компании был вызван отряд морской спасательной службы из Мурманска. В этот же день на место происшествия прибыли первый вице-президент компании «Норникель» Сергей Дяченко и заместитель председателя правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов. 3 июня в Норильск прилетела глава Роспотребнадзора Светлана Радионова. В этот же день состоялось оперативное заседание, где Владимир Путин поручил ввести режим ЧС федерального уровня. 4 июня на место выехали губернатор Красноярского края Александр Усс и глава МЧС России Евгений Зиничев. 5 июня они должны доложить о ситуации президенту.
В чем причина аварии?
Точная причина происшествия будет названа после проведения всех необходимых исследований. В «Норникеле» предполагают, что авария произошла из-за климатических изменений. Длительные теплые периоды и маловодье привели к проседанию фундамента и опоры. В результате дно резервуара с топливом лопнуло. «Устройство проходило необходимые ремонты, проводилась экспертиза и наблюдения, соответствовали действующим нормативно-техническим данным. Оно без нареканий прослужило 30 лет», - сказал генеральный директор НТЭК Сергей Липин.
По словам члена правления Экологического фонда Сибирского федерального университета Николая Доронина, просадка грунта из-за таяния вечной мерзлоты, действительно, очень вероятна. Ученый отмечает, что таяние мерзлоты и проседание объектов фиксируются не только в Норильске, но и в других северных городах.
Каков масштаб загрязнения?
Напомним, что вылилось более 20 тыс. тонн нефтепродуктов. Площадь разлива в Норильске достигла 180 тысяч кв.метров. Нефтепродукты оказались в реках Амбарная и Далдыкан, а также почти во всех их притоках. При этом, по данным главы Роспотребнадзора, нефтепродукты не попали в озеро Пясино и речку с одноименным названием, которая вытекает из озера и впадает в Карское море. По данным ведомства в воду попало 15 тыс. тонн нефтепродуктов, еще около шести тысяч тонн на грунт. По словам Светлана Радионовой, отобрано порядка 25 проб, установлено значительное превышение ПДК в водных объектах: «Максимальный объем нефти на боновых ограждениях на сегодняшний момент составляет 20 сантиметров, общая протяженность водных объектов от места загрязнения до боновых заграждений порядка 20 километров».
Как устраняют последствия?
В НТЭК заявили, что работы по ликвидации компания начала сразу после инцидента: мобилизовала необходимую технику, людей, для того, чтобы произвести рекультивацию земель.
«Мы оперативно провели обследования водных объектов, которые могли быть затронуты, выявили и предприняли меры по купированию этих ситуаций. И сейчас это делаем», - рассказал Липин.
Первоначально компания предложила план очистки и утилизации отходов, где сначала дизтопливо собирается с водной поверхности, затем его разделяют на две фракции: отдельно вода, отдельно дизельное топливо. А потом дизельное топливо собирались сжигать на месте. Но экологи с таким способом утилизации не согласились. Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин заявил, что сжигание такого количества в арктической зоне будет большой проблемой. И сейчас разрабатывается другой способ утилизации – консервация и транспортировка. Для этой цели «Норникель» закупил резервуары общей вместимостью 16 тыс. тонн, по словам Дяченко их должны доставить в Норильск в субботу. Кроме того в Норильске ждут специалистов нефтяных компаний, которые помогут выработать оптимальное решение по утилизации собранных нефтепродуктов.
Сбором дизтоплива сейчас занимаются специалисты морского спасательного отряда, у которых большой опыт устранения нефтяных пятен на воде. Также им на помощь прилетела команда спасателей МЧС из Новосибирска.
Для удержания пятен используют боны, которые, как уверены эксперты, не дают распространиться пятну дальше. По мнению губернатора региона, который осмотрел территорию и провел совещание с представителями разных структур, работы по утилизации загрязнений ведутся в полном объеме: «Совместными усилиями самой компании, представителей других хозяйствующих субъектов из разных территорий страны найдется достаточно простой, но эффективный способ ликвидации последствий разлива нефтепродуктов. Считаю, эта работа может быть завершена в весьма короткие сроки».