Современные родители живут под гнётом информационной атаки. Ещё на стадии планирования ребёнка в наши головы вбивают, как вырастить маленького вундеркинда. Читать и считать якобы нужно учить дитя с пелёнок, а заговорить он сразу должен на нескольких языках. Дальше различные курсы, кружки и секции. В погоне за интеллектуальным набором некоторые мамы и папы забывают дать ребёнку главное - любовь.
Учимся с пелёнок
Считается, что до 7 лет человек усваивает 70% информации, на остальные 30% уходит вся оставшаяся жизнь. Поэтому очень важно как можно больше в ребёнка вложить именно в этом возрасте. И тут в помощь родителям - большое количество центров развития, а также готовые программы с дисками и картинками, которые можно использовать дома. Но тут важно не переусердствовать.
- В младенческом возрасте большое значение имеет эмоциональное общение с мамой и папой, - считает Оксана ОСТРОВЕРХ, доцент кафедры психологии, развития и консультирования СФУ. - Здесь я бы хотела удержать родителей от развивательного энтузиазма. Не нужно бесконечно показывать ребёнку картинки, книжки, занимать всё пространство собой, теряя чувствительность к малышу, не давая ему проявить инициативу. Одно дело - помахать перед ним погремушкой, а другое - вовлечь в ситуацию, когда он сам потянется за ней.
По мнению психологов, развивающие игрушки, которые мы покупаем для своих чад из благих побуждений (и для собственного удобства), могут, напротив, навредить. Если в раннем возрасте использовать некоторые детские гаджеты, можно спровоцировать у младенцев нарушения в психическом развитии.
- Опираясь на собственный опыт, скажу, что дети, с которыми много-много занимались по разным методикам, приходят к нам, конечно, развитыми, но при этом они более возбудимые и нервные, им тяжелее общаться со сверстниками, - рассказывает Наталья КОННО, руководитель развивающего центра.
Когда пора к педагогам
- Первоначальный этап развития ребёнка должен быть всё-таки в семье, - объясняет Надежда ПЕРЕПИЧ, детский педагог. - Можно использовать различные подручные средства - фасоль, горох, крупу, ещё что-то. Если родители не умеют заниматься с ребёнком, то им нужно учиться.
Посещать развивающие центры мамы с детьми могут и с 6 месяцев - как раз для того, чтобы узнать, как правильно заниматься. Но если родители чувствуют свою «педагогическую компетентность», то «развивашки» будут полезны где-то с 3 лет. В это время ребёнку уже важно учиться общаться со сверстниками, с педагогами.
Сейчас многие родители хотят, чтобы их ребёнок сразу говорил на двух языках. Считается, что речь у детей формируется в возрасте от 0 до 6 лет. В это время, если кто-то в семье общается на иностранном языке, то малыш его тоже может усвоить. Только, как говорят специалисты, две системы у него не должны смешиваться. Поэтому советуем дома этим не злоупотреблять.
Конечно, в хороших «развивашках» ребёнку не навредят, он получит много полезного, опытные специалисты, возможно, даже выявят какие-то индивидуальные способности. Просто не надо ребёнка перегружать занятиями. Важно проявлять чуткость: водить малыша туда, где ему больше нравится.
Читать до школы
А вот когда точно без дополнительных занятий не обойтись - это перед школой. Сейчас образовательные программы построены так, что в 1-м классе нужно читать, а лучше ещё и считать. Букварный период раньше занимал семь месяцев - сейчас четыре, да и задания, например в учебнике математики, уже с первого класса прописаны, а не прорисованы. В такой гонке ребёнку трудно усвоить чтение, и, если с ним не занимались, у него изначально стартовые возможности хуже.
- Образовательные нормативы не предусматривают выдачу навыков изучения счёта и букв в детском саду, - объясняет Валентина ШТУМФ, доцент кафедры психологии детства КГПУ им. Астафьева. - Детсада недостаточно, чтобы ребёнка качественно подготовить к школе.