Музей краевой клинической больницы не входит в туристические справочники Красноярска. Да и многие горожане про него, скорее всего, не слышали. Но именно в нём через историю медицины края очень чётко понимаешь, что такое прогресс. Для этого просто стоит посмотреть на то, как лечили 50, 100 лет назад и сейчас.
Первый корпус краевой
Расположение музея само по себе уникально. Он находится в лёгочно-аллергологическом центре. Здание с огромными окнами и лепниной было построено в конце 30-х годов прошлого века. Именно с него начиналась краевая больница. Этот корпус заработал в 1940 году. Правда, тогда у больницы был ещё статус городской, точнее загородной. Дело в том, что в то время здесь не было жилых домов.
Сейчас судьба здания под вопросом. Полным ходом идёт реконструкция краевой. И возможно, в ближайшие годы отделение переведут в новый корпус, так как этот уже попросту морально устарел. Но музей в любом случае сохранят. Правда, он тоже может расположиться в новом месте. Пока же есть возможность увидеть всё так, как задумывали создатели этого паноптикума.
Чтобы попасть в сам музей, следует пройти через пункт пропуска, то есть зайти в больницу. На входе меня встречает его хозяйка Ирина Мишанева. Но вообще посетить музей может любой желающий в рабочее время – с 9:00 до 17:00. Правда, если группа больше четырёх человек, лучше заранее предупредить о своём визите. Самые частые гости здесь, конечно, студенты медуниверситета и медколледжей. Бывают группы школьников, также заходят пациенты больницы.
По широкой лестнице поднимаемся на третий этаж. Здесь окна украшены витражами. А на входе в музей стоит скульптурная композиция «Авиценна и Гиппократ», её автор - художник-монументалист Анатолий Слободян.
Интересна история создания музея. Он открылся в не простое для страны время - в 1993 году, в бывшем оперблоке, то есть в сердце больницы. Инициатором и первой заведующей была Тамара Кулакова (кстати, позже ей на смену пришла её дочь - Людмила Мотина). Несколько лет до этого она изучала архивы, собирала экспонаты. Кулакова смогла убедить руководство больницы не только в том, что музей нужен, но и в том, что он должен оставаться именно в её структуре. А главным художником проекта музея стал зав. кафедрой интерьера Красноярского художественного института профессор Владимир Одношивкин.
Сердце больницы
Основной зал музея расположен в бывшей операционной. Здесь высокие потолки и большие окна.
«Операционная была рассчитана на 4 стола, - рассказывает Ирина. - По тогдашним нормативам на это количество должен был приходиться определённый объём помещения, который и достигался за счёт высоких потолков. Окна операционных всегда выходили на север для того, чтобы в рабочее время сюда не попадали лучи солнца. В одном из залов музея в деревянных окнах сохранились вставленные туда алюминиевые трубки - это старая система кондиционирования. Окна ведь нельзя было открывать во время операции, а так был приток свежего воздуха».
Какое-то время в этом зале давали клятву Гиппократа студенты-медики. Его портрет и текст клятвы воплощены в прозрачной композиции, расположенной прямо по центру. Здесь в оформлении вообще много стекла и металла - тех материалов, которые ассоциируются с работой врачей.
Молитвы Святому Луке
Одна из композиций посвящена знаменитому хирургу В. Ф. Войно-Ясенецкому. Здесь в том числе первое издание его книги «Очерки гнойной хирургии», за которую ему вручили Сталинскую премию.
Бытует мнение, что он бывал в этом корпусе во время войны: давал консультации. Но документальных свидетельств этому нет.
Зато сейчас в каждой хирургической ординаторской краевой больницы есть иконки Святого Луки. «Интересная деталь. Как-то к нам пришёл запрос из Петербурга. Молодой человек делал какую-то работу, связанную с биографией Войно-Ясенецкого. Он интересовался: действительно ли ссыльный врач работал в госпиталях Красноярска бесплатно. Оказалось, что нет. Мы нашли платёжные ведомости, в которых указано, сколько он получал».
Героизм врачей
Две каски советского и немецкого солдат, а также гильза времён Великой Отечественной войны прислали знакомые врачи бывшей заведующей музея с раскопок из Новороссийска. Они стали основой композиции, посвящённой истории больницы в военное время.
«Уже 23 июня, на второй день начала войны, врачи, медсёстры, технический персонал больницы подали 40 рапортов на вступление в ряды Красной армии. Всего на фронт за всю войну ушли 60 сотрудников. В том числе два первых главных врача больницы - Илья Ваксман иОльвиан Изосимов. Оба пропали без вести. За всю историю лечебного учреждения у него было 17 главных врачей. И только 4 из них - в послевоенное время. Такая текучка была в те страшные годы, потому что все рвались на фронт».
В войну на территории корпуса был размещён Харьковский эвакогоспиталь челюстно-лицевой хирургии. Но и официальный день рождения Красноярской краевой клинической больницы приходится на то время - 15 октября 1942 года.
Ещё один экспонат, который, по сути, тоже посвящён героизму врачей, находится в другом зале. Это белый таз с двумя щетками. Дело в том, что до появления хороших дезинфицирующих средств хирурги обрабатывали свои руки перед операцией по методике Спасокукоцкого: щётками, мылом и спиртом. Каждый раз доктора буквально снимали слой кожи с рук. А если учесть, что во время войны в больнице были перебои с отоплением, то, скорее всего, им это приходилось делать ещё и в ледяной воде.
Заговор «Ото всего»
В центральном зале музея, через который попадаешь во все его другие помещения - большая стеклянная композиция, посвящённая обществу врачей Енисейской губернии. Конечно, сами здесь они никогда не были. Поэтому был создан такой призрачный интерьер: прозрачные спинки стульев, на которые набиты портреты тех, кто подписал первые протоколы о создании общества.
Здесь колбы с лекарственными растениями, выполненные из стекла. Всё это очень хрупкое: работа тонкая. Поэтому, как говорит Ирина, с них даже пыль не стряхивают.
Сотрудники музея в архивах разыскали народные рецепты и заговоры, которыми лечили знахари в дореволюционный период. Самые интересные развешаны на стенах. Все их когда-то в доцифровой период вручную делал художник-оформитель (получается, тоже своеобразный памятник ушедшей профессии). Среди тех заговоров, которые притягивают внимание и вызывают улыбку, есть с названием «Ото всего».
Собрание нужных вещей
В небольшом зале, который вызывает особенный интерес студентов-медиков, собраны различные инструменты и приборы ушедших эпох.
«Вот здесь у первокурсников особо глаза горят: стенд с хирургическими инструментами. Например, такие пилы (Ирина показывает действительно то, что не отличается от обыкновенной пилы) используют до сих пор - может быть немного в другой модификации, с другими сплавами… У хорошего хирурга, как правило, свои инструменты для работы. Их подтачивают, загибают, подгоняют под свою руку. И хороший инструмент может стоить, как автомобиль».
В этом же зале экспозиция «Эволюция шприцов». Они тут всякие разные: маленькие, большие. Но помимо них здесь хранится интересный прибор - инъектор безыгольный. Ведь до появления одноразовых шприцов большой проблемой была стерилизация. А, например, в период вакцинации в школах только для одного класса нужно было подготовить 30 штук. Вот и придумали прибор, который вводил вакцину через кожу под большим давлением. Сейчас такие используют ветеринары и иногда стоматологи для обезболивания.
Рядом с подлинными операционными журналами из кардиохирургии, заполненными вручную, выставлен экспонат, которым особо дорожат в музее. Это деревянное клише - схема сердца. Их использовали врачи, когда ещё не было компьютеров. Клише обмакивалось в чернила и схема сердца переносилась на бумагу. И на ней уже делали нужные отметки.
«Вот бормашина с ручным приводом, - показывает Ирина. - Я думала, что это совсем древняя вещь. Но этой зимой в музей зашёл пациент лет шестидесяти. Он рассказал, что, когда служил в армии, ему зубы там при помощи такой машины лечили. Назначали кого-нибудь из солдат - тот крутил ручку, а стоматолог делал своё дело».
Тут же ртутные тонометры. Среди них есть трофейный из Германии. Его передал музею врач-фронтовик. Оказывается, ртутными термометрами пользуются до сих пор. У них единственная проблема - резиновые трубки пересыхают. Китайские целители, например, их считают более точными. Некоторые российские бабушки от них тоже не отказываются по этой же причине. В музее проводили эксперимент. Одному и тому же человеку замеряли давление ручным (с грушей), электронным и ртутным тонометром. Все показали одинаковые значения.
Из лёгких и желудка
Длинный шланг из толстой резины оказывается гастроскопом 60-х годов. ФГС и сейчас неприятная вещь. А когда-то в желудок через пищевод проталкивали данную штуку. При этом нужно было закидывать голову, иначе гастроскоп не проходил.
В двух белых железных мисках много различных мелких предметов. Все их в разное время извлекли из желудка и лёгких пациента. У каждого своя история.
«Эту иголку достали из лёгкого ребенка. У него была ангина, и мама орошала гланды шприцом, иголку почему-то не сняла… Операцию успешно провели, ребёнок остался жить. У женщины сейчас, наверное, уже внуки есть. А вот это запчасть от говорящей куклы, - Ирина показывает звуковое приспособление размером с пятирублевую монету. - Её вытащили из желудка вроде бы вменяемого мужчины лет сорока. Зачем он это глотал, не признался».
Ломаться нечему
В музее есть зал с высокотехнологичными приборами (для своего времени). Там сразу в глаза бросается нечто похожее на кувез для новорожденного. На самом деле это барокамера «Мана-2». Такие раньше производили в Красноярске. В неё помещали младенца, плотно закрывали, и при определённой температуре и влажности подавали кислород. В какой-то момент выяснилось, что у детей, которые там проводили долгое время, страдала сетчатка глаза. В проблеме разобрались и поменяли состав газа. Сейчас такие барокамеры не используются.
Тут же хранится велотренажёр 60-х годов. Его передали из отделения, где занимаются восстановительной терапией. На вид он очень простенький: маленькое кожаное кресло с педалями. Видимо, поэтому тут ломаться особо нечему - он до сих пор работает.