Красноярск, 17 июня — «АиФ на Енисее».
Сибирские эскулапы
Медицина, основанная на научных знаниях, а не на целительстве повитух и шаманов, пришла в Сибирь вместе с освоением этой территории казаками. В 1782 году впервые была учреждена должность лекаря Енисейского уезда. Первый на этой должности был лекарь Паскевич, происходивший из обрусевших немцев. Он служил в Санкт-Петербургском сухопутном госпитале, был лекарем Тобольского батальона, а затем - в Енисейске, Ачинске и Сургуте.
Первые сведения о Красноярской медицине, появившиеся в официальной переписке, относятся к 1808 году. Указом Томского губернского правительства в Красноярске было разрешено заведение больничного дома. Он появился в 1819 году.
Организатором народного здравия Сибири по праву может считаться первый губернатор Александр Степанов. В своей работе «Енисейская губерния» он писал: «Болезни свирепствуют, наиболее скорбут (цинга), воспалительная горячка, сифилитическая, понос кровавый, катаракт. Сей последний почти у всех и беспрестанно». Именно при участии губернатора были построены каменные здания для больниц, богадельни, дома для умалишённых, воспитательный дом, аптека.
В состав Енисейского губернского управления входила врачебная управа и приказ общественного призрения (присмотра). Это и был наш первый Крайздрав. Хотя в то время все медицинские услуги были платными.
К началу XX века в Енисейской губернии с населением более 600 тыс. человек насчитывалось около 70 врачей, 110 фельдшеров, 4 лекарских ученика и… 15 повивальных бабок.
Для открытия бесплатной лечебницы в развивающейся Енисейской губернии требовались деньги. Городская дума на эти цели выделила 1 200 рублей. Но этого было недостаточно. И тогда на помощь пришли меценаты. К примеру, Иннокентий Сибиряков прислал на нужды лечебницы 1 000 рублей - чуть меньше, чем вклад всего городского бюджета. Ежемесячные собрания врачей в этой лечебнице стали толчком к созданию знаменитого общества врачей. Девять человек взяли на себя ношу организации и оказания медицинской помощи огромной губернии. Их вклад в развитие медицины огромен.
Чего только стоит создание первой бесплатной лечебницы, первой в Сибири фельдшерской школы и даже первой медицинской газеты «Сибирские врачебные ведомости»! К сожалению, новая советская власть не оценила значение общества для региона. Имущество было национализировано, медикаменты и 600 тыс. руб. (на тот момент огромные деньги) конфисковал Енгубисполком.
Шпион, священник и врач
Имя профессора Войно-Ясенецкого известно каждому хирургу. А поклониться и попросить защиты у Святого Луки приходят тысячи православных. Этот удивительный человек сочетал два, казалось бы, несовместимых дела: служение церкви и хирургию. Самые непростые годы своей жизни он провёл в Красноярском крае в ссылке. Войно-Ясенецкий был арестован в 1937 году по обвинению в шпионаже... в пользу Ватикана!
Читайте также: | |
---|---|
Анорексия – болезнь века? История девушки из Красноярска | |
Красноярский центр медицины катастроф признан одним из лучших в стране | |
Край получил 900 млн рублей на развитие медицины |
Как только началась Великая Отечественная война, Валентин Феликсович стал проситься на фронт, чтобы помогать раненым. Но был оставлен в Красноярске для работы в госпиталях. Благодаря Войно-Ясенецкому тысячам раненых не только была спасена жизнь, но и возвращена радость самостоятельного передвижения. Часто в палатах выздоравливающие встречали профессора необычным приветствием - поднимая ранее искалеченные и недвижимые конечности. Его труд «Очерки гнойной хирургии» стал учебным пособием для врачей всего мира. Работа политического ссыльного была удостоена Сталинской премии. Большую часть денег врач отдал сиротам, жертвам фашистских извергов. В своей статье «Возмездие свершилось» он резко критиковал Папу Римского Пия II за обращение к международному трибуналу с просьбой о помиловании фашистов. Он провёл в ссылке 11 лет и был реабилитирован только в 2000 году. Тогда же был канонизирован Русской православной церковью. Красноярский государственный медицинский университет носит имя Войно-Ясенецкого.
Кстати, в Красноярске в годы войны было организовано 60 госпиталей, в которых день и ночь шла борьба за жизнь раненых солдат.
Невероятные истории
Санитарной авиации края в разное время приходилось работать в сложнейших условиях. На заре этой части медицины летали на ПО-2 по санзаданию на Север. Больного привязывали на специальной гондоле к крылу. Взлётно-посадочных площадок не было, поэтому часто приходилось садиться и взлетать в поле или на скованные льдом реки. Операционную рану порой зашивали простыми нитками, старенький наркозный аппарат латали подручными средствами, на потолок прикрепляли простынь, чтобы в операционную рану не сыпалась штукатурка. Был случай, когда вертолёт не смог приземлиться в заснеженной сибирской глубинке, в селе Нижний Ингаш. Хирургам пришлось прыгать из вертолёта в сугроб.
В 1958 году в небе над Красноярским краем прошла первая в СССР операция, сделанная на борту вертолёта. Оперировали Анна Кокорина и Вениамин Аронов.
Полина Киндаева первая в крае сделала операцию на роговой оболочке глаза. Её пациенткой была молодая замужняя женщина, которая практически ничего не видела. Операция прошла успешно, женщина прозрела, увидела себя в зеркало и поняла, что она - красавица. А когда вернулась домой, то внешность мужа её не очень обрадовала. Так что она решила развестись и найти себе более достойного супруга. Муж вынужден был написать письмо хирургу с просьбой… вразумить супругу. Ведь он женился на слепой, совершенно беспомощной женщине. Так доктор Киндаева не только вернула зрение женщине, но и спасла семью.
Ортопедическое отделение краевой клинической больницы вошло в историю благодаря эндопротектору Роднянского - Гупалова. Для лечения сколиоза у детей здесь стали применять изобретение красноярского учёного и врача Л. Роднянского и инженера, генерального директора «Красмашзавода» В. Гупалова. Больные со всего Советского Союза потянулись в Красноярск за исцелением. Жили в палатках возле больницы в ожидании операции, которая тогда казалась сродни чуду.
Единственный раз в истории краевой медицины звания «Отличник здравоохранения РФ» был удостоен человек, вообще не имеющий медицинского образования, - Макар Адамчук. Он воевал, получил осколочное ранение в лицо и в ногу, лечился в красноярском госпитале и остался здесь работать санитаром. Точил все хирургические инструменты. Он был настолько предан делу, что был отмечен государственной наградой.
В 1952 году выдающийся хирург Александр Дыхно впервые за Уралом провёл операцию на открытом сердце. Он оказал огромное влияние на хирургов, работавших рядом с ним, сформировал целую плеяду профессионалов. Профессора Дыхно по его завещанию похоронили на Покровском кладбище в углу со стороны дороги. За два месяца до своей кончины, проезжая мимо, он попросил похоронить его именно здесь, чтобы постоянно видеть краевую больницу.