Красноярск, 5 июня — «АиФ на Енисее». Горно-химический комбинат, на балансе которого находится тоннель, совместно с Сибирским федеральным университетом объявили конкурс студенческих работ по использованию этого сооружения. Цель конкурса - привлечь общественное внимание к промышленному наследию атомщиков.
Часть большой истории
В далёких 50-х годах, в эпоху острого противостояния Советского Союза и стран Запада, когда перед страной реально стояла угроза ядерной войны, было принято решение построить под Красноярском подземный объект - Горно-химический комбинат. В недрах горы было спрятано производство оружейного плутония. Красноярск-26, как тогда называли Железногорск, сыграл значительную роль в создании ракетно-ядерного щита СССР.
Со снижением международной напряжённости в 70-х годах встал вопрос о гражданском будущем предприятия. Рассматривалось два варианта: запуск атомной электростанции и строительство завода по переработке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ)- РТ-2. АЭС возводить не стали, разумно решив, что Сибирь богата залежами органического топлива. Остановились на втором варианте.
Частью РТ-2 должен был стать полигон глубинного подземного захоронения РАО, разработанный геологами на левой, то есть противоположной от предприятия стороне Енисея. Для транспортировки можно было построить тоннель, дюкер или подвесной трубопровод. Уже в советские времена, ещё в эпоху тотальной секретности, выбрали самый дорогой, но и самый безопасный вариант - тоннельный переход под рекой на глубине 50 метров. В 1985 году состоялась сбойка тоннеля. Однако технология переработки ОЯТ сильно изменилась, и он стал не нужен для производства - в современной технологии переработки ОЯТ жидкие отходы попросту исключены.
Забытый памятник эпохи
«Тоннель под Енисеем имеет длину 2 176 м, - рассказывает Юрий НАДТОЧИЙ, начальник отдела управления капитального строительства комбината. - Проложен он на глубине 47 м от дна Енисея. Габариты: 6 метров в ширину и 7 м в высоту. Тоннель разделён на два яруса. Нижний «этаж» объекта предназначался для прокладки спецсетей, верхний - для обслуживания, в том числе для проезда автотранспорта».
Несмотря на то что тоннель ни дня не работал по своему предназначению, он до сих пор обслуживается. Обеспечивается охрана, откачка воды, уборка, вентиляция, освещение. По первому ярусу, где так и не проложили «спецсети», сегодня может проезжать транспорт. Например, по нему в Сухобузимский район с левобережья по необходимости добираются спецмашины и скорая помощь. Однако как полноценный транспортный объект он в настоящем виде рассматриваться не может. Во-первых, тоннель не вполне соответствует дорожным нормам. Во-вторых, правобережный выезд находится в промышленной зоне ГХК.
«Поднимался вопрос о консервации или вообще ликвидации тоннеля под Енисеем, - отмечает Борис РЫЖЕНКОВ, начальник отдела по связям с общественностью ГХК. - Мы считаем, что объект необходимо сохранить, и готовы рассмотреть любые варианты использования, даже самые фантастические. - В тоннеле человек испытывает интересные ощущения: 50 метров гранита над головой, сверху течёт Енисей. Поэты и художники, побывав там, ощущают приливы вдохновения».
Итоги первого этапа конкурса подведут в октябре этого года. Победители первого тура (20 человек) получат уже более серьёзное задание второго тура непосредственно на объекте - их пригласят в тоннель. Финал конкурса намечен на декабрь. Приз за первое место - 100 тыс. руб., за второе - 70 тыс., третье - 50 тыс. «Для студентов это уникальный шанс - во-первых, получить опыт, во-вторых, вообще проявить себя, - подчёркивает Алексей РОМАНОВ, заместитель проректора по науке и международному сотрудничеству СФУ. - На моей памяти это вообще первый случай, когда компания обратилась бы к университету с подобным предложением. Я хочу пожелать ребятам: постарайтесь максимально полно использовать этот шанс».