Примерное время чтения: 10 минут
400

Так делают металл. На КрАЗе провели экскурсию для красноярцев

«АиФ на Енисее» №46 (1931) 14/11/2017 Сюжет Экскурсии на КрАЗ

На КрАЗе провели экскурсию для красноярцев. Увидеть изнутри завод-гигант мог любой желающий. Для этого нужно было лишь пройти специальный тест.

За два месяца в викторине «Что вы знаете об алюминии?» приняли участие около тысячи человек. На экскурсию попали те, кто выполнил одно из условий: разместил ответы на своих страницах в соцсетях.

В первом наборе - студенты профильных факультетов СФУ, которые знают о металлургии не понаслышке (об этом мы уже писали на страницах газеты). А во второй группе больше тех, кто далёк от этой профессии. Правда, она вновь оказалась молодёжной. Но у каждого, кто записался на экскурсию, был свой мотив.

Фото: АО «РУСАЛ Красноярск»

Не только «крылатый» металл

Оксана, юрист: «Мне интересно, как завод изнутри устроен. Это же наше градообразующее предприятие. Знаю, что завод - крупнейший производитель алюминия в стране. Вижу, как они участвуют в жизни города - организуют различные мероприятия, праздники, помогают с социальными проектами. Из СМИ слышала, что у них новое газоочистное оборудование. Хотелось бы лично убедиться, что завод не загрязняет город».

Фото: АО «РУСАЛ Красноярск»

Юрий, безработный: «Я окончил факультет физической культуры, но рассматриваю это предприятие как будущее место работы. Хотелось бы об этой возможности узнать побольше, понять условия труда. Слышал, что там хорошая стабильная зарплата». 

Александра, студентка педуниверситета: «У меня папа на заводе 27 лет отработал. Я его всё просила меня туда свозить, но он говорил, что это невозможно». 

Перед экскурсией - инструктаж по технике безопасности и ознакомительная беседа, которую провёл директор по персоналу Андрей Руппель. Уже этот этап у многих участников вызвал удивление. Оказывается, импортные смартфоны и автомобили содержат металл красноярского завода, из него сделана каждая алюминиевая банка в России, алюминий присутствует в конструкциях олимпийских объектов в Сочи и даже используется в ракетостроении и создании подводных лодок.

«Сегодня КрАЗ - главная экспериментальная площадка РУСАЛа, - рассказал Рупель. - Всё, что происходит у нас, далее тиражируется на все предприятия компании. Сейчас мы работаем над увеличением выпуска продукции с добавочной стоимостью, то есть не только производим чистый алюминий, но и делаем различные сплавы. Сейчас их доля 44%, стратегическая цель - довести до 70%. При этом ошибочно думать, что завод наращивает производство. Мы как выпускали почти миллион тонн метала в год, так и выпускаем этот же миллион. Просто его перераспределяем, повышаем ценность продукта».

Завод - это, по сути, город в городе. Поэтому перемещаемся по территории промплащадки мы на автобусе. Сотрудников тоже обычно возят маршрутки. Но некоторые от корпуса к корпусу предпочитают передвигаться на велосипедах.

Первая остановка - электролизный корпус № 8. К нашему удивлению, рабочих здесь почти не видно. А сам процесс происходит в закрытых электролизерах при температуре 956 градусов Цельсия. Глинозём в них подаётся автоматически. Для производства одной тонны алюминия требуется две тонны сырья.

Фото: АО «РУСАЛ Красноярск»

«Сейчас на заводе идёт процесс перевода электролизеров на технологию «экологический Содерберг», - объяснил мастер электролизного производства Андрей Богдановский. - Она позволяет значительно снизить выбросы в атмосферу. За последние три года компания инвестировала в проект больше 3 млрд рублей. Сейчас на новую технологию переведено больше 60% всех мощностей. Причём разработали экологический Содерберг наши красноярские специалисты Инженерно-технологического центра РУСАЛа».   

Фото: АО «РУСАЛ Красноярск»

После электролиза раскалённый металл погружают в огромные вакуумные ковши - в один входит до пяти тонн. После чего он поступает в литейные отделения. В одном из них побывала и наша группа. Здесь ребята увидели, как жидкий красный алюминий превращается в металл серебристого цвета.

Кстати, экскурсантам продемонстрировали новый литейный комплекс, который будет выпускать цилиндрические слитки. Сейчас идут пуско-наладочные работы. В ближайшее время сплав начнут отправлять в Америку, где он будет использоваться для производства больших траков.

На контейнерном терминале, откуда сплавы отправляются заказчикам, участники экскурсии смогли посмотреть и потрогать слитки. Оказывается, они бывают разных размеров. От совсем небольших до 12 метров в длину. Они разъезжаются по всему миру, где их и используют в различных производствах.

«Я знала, что алюминий - это «крылатый» металл, но что из него делают столько всего полезного… - делится впечатлениями бухгалтер частного предприятия Илона. - Например, меня поразило, что только в Красноярске и ещё на одном маленьком заводике в Японии производят алюминий высокой чистоты, который используют в космической отрасли, в оборонной промышленности, высокотехнологичной технике».

Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Контроль в режиме онлайн

У большинства участников экскурсии было много вопросов, которые касаются экологии. Первым делом заводчане показали и рассказали, как работает система газоочистки, к которой подключены все корпуса предприятия. Она появилась на заводе в рамках первого этапа модернизации. Благодаря ей эффективность очистки газов увеличилась до 99,9%, выбросы удалось снизить на треть. С этого года на трубах завода появились датчики, которые позволяют контролировать выбросы в режиме онлайн. Кстати, экскурсанты отметили, что на территории завода практически нет никакого запаха и копоти.

«У нас существует санитарно-промышленная лаборатория, где мы постоянно контролируем атмосферный воздух, - рассказал директор по экологии, охране труда и промбезопасности Александр Белянин. - Пробы мы берём не только на границе санитарно-защитных зон, но и в жилых районах - это Солнечный, Зелёная Роща, Песчанка и Кубеково. По нашему основному маркерному веществу - гидрофториду - превышений уже давно нет. Это подтверждают и данные Гидромета (у них 8 постов в городе). По бензапирену выше всего показатели в Кировском и Центральном районах, а никак не в Советском. А бензапирен выбрасывают различные источники, в том числе автомобили».

Фото: АО «РУСАЛ Красноярск»

Помимо перехода на экологический Содерберг сейчас на заводе отрабатывается технология инертного анода. Её внедрение на производстве, по сути, станет революцией в алюминиевой отрасли. Дело в том, что это ноу-хау красноярских металлургов позволит практически свести к нулю промышленные выбросы. Все подробности пока держатся в строжайшем секрете. Известно, что подобные разработки ведут лидирующие корпорации США и Китая, но красноярские инженеры и технологи ушли дальше конкурентов.

В металлурги я б пошёл!

После вкусного обеда в заводской столовой нас ждала ещё одна встреча. На вопросы участников экскурсии ответил управляющий директор завода Евгений Курьянов. Такому вниманию больше всего была рада мужская часть группы, они первым делом спросили о возможности устройства на предприятие. Оказывается, некоторая кадровая проблема существовала на заводе до 2016 года. Сейчас желающие работать на КрАЗе вынуждены вставать в очередь, а в ней уже 1500 человек. Но это не значит, что набор прекратился. РУСАЛ всегда заинтересован в талантливых инженерах, готовых разрабатывать, внедрять и развивать технологии.

Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Всего же на заводе с учётом подрядных организаций работает 10 тыс. человек. Средняя зарплата здесь 55 тыс. рублей, а ещё различные бонусы в виде премий, бесплатных путёвок на курорты, спортивных мероприятий, ежесменной дотации на питание, медицинского обслуживания в корпоративной поликлинике и тому подобного.

«Почему мировые лидеры по производству техники и автомобилей выбирают нас? Потому что мы полностью соответствуем их критериям, в первую очередь в плане экологичности. Мы металл производим при помощи чистой гидроэнергии и делаем всё возможное, чтобы снизить вредные выбросы», - объяснил Курьянов.

Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Каждый участник экскурсии сделал свои выводы. Кто-то открыл много нового, кто-то отбросил сложившиеся когда-то стереотипы, кто-то, возможно, когда-нибудь вольётся в команду заводчан. А вот студентка факультета начальных классов Дарья убедилась: за металлурга можно смело замуж выходить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах