Каждый год, невзирая на возраст, мы с нетерпением ждём наступления Нового года. И почему нам так важен обряд ставить ёлочку и украшать её разноцветными шарами, звёздами, колокольчиками, мишурой? Наверное, потому что все мы хотим верить в чудо. Корреспондент «АиФ-Красноярск» побывал на фабрике, где делают новогодние игрушки и узнал секреты их изготовления.
В цехе всего 6 человек
Металлическая дверь отгораживает помещение с высокими потолками, в которые упираются монолитные колонны, - это стеклодувный цех. Над длинными столами установлены специальные трубы - вытяжки, перед которыми расположены керосиновые горелки - главный инструмент мастеров стеклянных игрушек. В цехе их всего шесть человек. А когда-то здесь трудились 90 человек, работали в три смены. С развалом СССР и плановой экономики рухнуло и производство, исчезли каналы сбыта, объёмы выпускаемой продукции сократились в 17 раз, на лето людей отправляли в простой, многие ушли. Большую часть цеха перегородили стеной, приспособили под склад, на оставшейся площади и разместили стеклодувный цех.
К слову, в 1942 году на базе артели «Галантерейщик», как раньше называлась «Бирюсинка», по решению исполкома Совета депутатов трудящихся при Райпромкомбинате Сталинского района г. Красноярска был открыт цех по выпуску детских игрушек. Здесь не только продолжали выпускать ёлочные украшения, но и наладили выпуск кукол для детей. Оказывается, в годы Великой Отечественной войны в тылу ковали не только победу, но и будущую мирную жизнь.
Надуть шары
«То, что фабрика работает до сих пор, - заслуга ветеранов предприятия, которые сумели выстоять в разрушительные 90-е годы, сохранить всё основное оборудование и продолжить работать. Сегодня «Бирюсинка» - единственная за Уралом фабрика, где делают стеклянные игрушки. Таких старых предприятий, как наше, которые выдувают стекло с советских времён, в стране ещё два: «Ёлочка» в г. Клин и «Ариель» в Нижнем Новгороде», - рассказывает наш гид - начальник отдела сбыта Елена Красногорова.
Стаж работы стеклодува Любови Константиновны Спириной 31 год, Сейчас на пенсии, но продолжает трудиться на родном предприятии.
«Работаем на керосиновых горелках. Чтобы выдуть шар, сосульку, подвеску, колокольчик, купол или другую игрушку, нужно уметь рассчитать силу дыхания. За столько лет уже научилась его регулировать, знаю, где нужно сильнее дунуть, где его задержать, чтобы подольше воздуха хватило. Работаем сдельно, норма разная: к примеру, больших шаров за смену нужно сделать 160, сосулек - 280, грибочков - 300, маленьких шаров - 370.
Брак тоже бывает, признаётся Любовь Константиновна, но редко. Вместо шара может получиться груша - всё равно ничего не выбрасывают, отдают художникам, они придумывают, как расписать нестандартную игрушку.
«Мне сейчас 65 лет, но продолжаю работать, потому что люблю своё дело. Новый год никто не отменял, поэтому мы были, есть и будем», - улыбаясь, говорит Любовь Спирина.
Основа для изготовления ёлочной игрушки - полая трубка - стеклодрот. Берётся он определённого диаметра для каждого вида украшения. Стеклодув нагревает его над горелкой, температура пламени которой составляет 900 градусов. От жара материал становится плавким, и мастер, подкручивая трубку, выводит с двух её сторон по длинному усику. Один с помощью пламени отрезает, в другой дует, получая шар нужного размера, и проверяет его диаметр на специальной металлической пластине. Верхний диаметр должен быть 95 см плюс-минус 5 мм, нижний - 80 см плюс минус 5 мм. Для изготовления стеклянных украшений может использоваться и металлическая форма, в нижнюю часть которой кладётся тоже разогретая заготовка, сверху закрывается второй половиной. Через усик стеклодув заполняет её воздухом, и стекло обретает предназначенный облик. Такие игрушки получаются одинаковыми, в отличие от изготовленных вручную.
Серебряный туман
В цех металлизации стеклянные игрушки (работники фабрики их называют «голыми») поступают, чтобы стать серебристо-блестящими. Зачем? Дело в том, что на обычное стекло краска ложится плохо, а на металлическое покрытие - отлично, поэтому и была придумана технология покрытия игрушки тончайшим слоем алюминия.
«В вакуумную установку на кассетах устанавливаются стеклянные заготовки. Внутри находятся распылители с 20 вольфрамовыми спиралями. На них вручную надеваются небольшие кусочки алюминиевой фольги. Затем из камеры откачивается воздух и образуется полный вакуум, после чего на спирали подаётся ток, алюминий плавится до жидкого состояния и равномерно покрывает всю игрушку», - рассказывает оператор Раиса Миндрина.
Действительно, через смотровое окно видно, как мельчайший алюминиевый дождик, словно серебряный туман, покрывает шары, которые через 12 секунд становятся зеркальными.
Раиса Андреевна тоже ветеран предприятия, в 2019 году исполнится полвека, как она работает на фабрике. Пришла 18-летней девчонкой. Здесь же освоила несколько профессий: чтобы не терять времени даром, в перерыве между металлизацией успевает декорировать игрушки: к примеру, розовые ушки и чубчик развесёлому шарику - поросёнку - приклеивает именно она.
Камера запекания
После металлизации игрушки проходят стадию окраски или напыления, становясь матовыми или глянцевыми, а затем попадают в руки художников. Профессии росписи шаров, к сожалению, нигде не обучают. Важно иметь художественные способности - всему остальному научат здесь же, на фабрике.
Светлана Свежинцева - одна из немногих рисующих на шарах маслом, до этого работала художником росписи по металлу на фабрике «Сувениры», которая закрылась четыре года назад. Теперь из-под кисти Светланы выходят по-настоящему уникальные игрушки: это шары, декорированные гроздьями рябины, разрисованные кедровыми шишками, с белочками, снегирями, символами Красноярска. Ни одна работа не повторяется - в этом уникальность и отличие ручной игрушки от китайской пластмассовой.
«Расписываю игрушки по утверждённым образцам и придумываю рисунки сама. Пишу не только маслом, но и акриловыми красками. Мне нравится, что ни одна моя работа не повторяется. Купив такой шар, вы становитесь обладателем оригинального изделия», - говорит Светлана.
Художник-разрисовщик Наталья Невестенко трудится на фабрике 23 года и считает, что её работа - самая лучшая в мире. «С удовольствием хожу на свою работу и не хочу её менять. Может, у меня рисунки не такие сложные, как у Светланы, но я тоже занимаюсь творчеством. Когда были задержки зарплаты, уходила с фабрики в кафе, потом вернулась. Поняла, что это самая лучшая работа и другой мне не надо».
Кроме ёлочных украшений фабрика выпускает карнавальные костюмы, игрушки-упаковки для новогодних подарков, мягконабивные игрушки и игрушки из пластизоля. В этом году разработали наборы сказок из ПВХ для детей до 2 лет: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Эти игрушки обязательно проходят тест в Центре стандартизации, они абсолютно безопасны для малышей, их можно брать в рот, грызть, мыть мылом.
Изготавливают такие игрушки в специальной камере запекания, в формы которой заливают пластизоль, с помощью центробежной силы он разбрызгивается по стенкам формы и «припекается», словно пирожок в печке. После чего фигурки попадают в камеру охлаждения, а потом извлекаются оператором. За смену он должен сделать 20 заливок. Точно так же изготавливают детали игрушек-упаковок, предназначенных для новогодних подарков. После того, как, нарисованные художниками черты лица будущих Снегурочек, Дедов Морозов, Бабы Яги, Бурого Мишки, поросят-сноубордистов высохнут под светом ярких ламп, любимым персонажам сошьют шубки и варежки, вставят внутрь плотный конусовидный каркас и вошьют вниз молнию. В такую фигурку можно положить подарок и поставить под ёлочку. А после окончания новогодних праздников вынуть конус, сложить в него свёрнутую фигурку, чтобы хранилась до следующего Нового года.