Весна прокралась в Красноярск, субботний день выдался жарким, а вечер – томным. Культурно заинтересованные горожане собрались около КИЦа. Шумный говор наполнил обычно тихую площадку перед музеем, атмосфера радостного ожидания витала в воздухе. Удивительно, но вся эта разномастная толпа довольно быстро «всосалась» внутрь здания и только чуть-чуть задержалась у металлоискателя: строгие блюстители порядка проверяли сумки.
Музейная ночь – это всегда уникальная возможность взглянуть на обыденность с другой стороны, открыть новые горизонты и, возможно, даже почувствовать себя другим человеком. Организаторы обещали посетителям яркие эмоции и разные, порой противоречащие друг другу, настроения.
Но почему же «Сон разума»? Возможно, зрителям предлагалось усыпить свой разум и попробовать прочувствовать душой, понять, не вдумываясь, что хотели до них донести художники.
Встречала посетителей новая работа известного художника Василия Слонова «Сон разума».
Люди мельтешат, как муравьи, множество путей и коридорчиков смешивается перед глазами, и мы, недолго думая, сворачиваем в один из них. Здесь развернул свой мастер-класс небезызвестный «Ньютон Парк». Сегодня они говорят о маленькой вещице, способной показать вам мир совсем не таким, какой он есть, дать полёт вашей фантазии и действительно усыпить разум. Да, эти две учёные девушки говорят о калейдоскопе и предлагают нам сделать один самостоятельно. В действительности простенький экземплярчик изготавливается без труда – зрителю всего-то и понадобилось, что три золотистых зеркальца и клейкая бумажка.
Впоследствии через эту вещицу можно посмотреть на специально подготовленные цветные узоры, глаза соседа и любой экспонат в музее. Калейдоскоп переворачивает сознание и помогает искать новые смыслы в окружающих нас предметах.
Поднимаемся по узкой лесенке и видим, что на музейную ночь пробрался и бизнес. Демонстрируя непонятный и завораживающий процесс гравировки внутри стеклянных фигур, рекламирует себя предприниматель. Люди толкаются, заинтересованно слушают и задают вопросы. Мы пришли сюда смотреть, поэтому переводим взгляд на тонко гранёные стеклянные кубы и шару на подставках. Там, внутри, замерли объёмные белые фигуры. Некоторые из них изображают животных, некоторые – людей, человеческие лица очень похожи на фотографии. Они и правда волшебно красивы!...
В зале, полном людей, мы видим несколько сюрреалистических фигур. На одну из них прикреплены плетёные железные ящички с огромными тараканами внутри. Тараканы шевелятся и вытаскивают ребристые лапки между прутьев. Такое точно могло привидеться только во сне…
Гигантская белая марионетка машет нам рукой и, кажется, даже что-то говорит. Смотреть на неё жутковато.
Выглядываем с балкончика вниз. Там людям дают почувствовать, что они всё ещё в реальном мире – они играют в нарды и весело разговаривают. Рядом с ними развернулась целая творческая мастерская – гости музея рисуют акриловыми красками на тарелках, радуясь возможности выплеснуть эмоции и реализовать внезапно пробудившееся творческое начало.
- А кто из нас НЕ художник? – с улыбкой отвечает одна из организаторов площадки.
И приятное чувство проникает в грудную клетку: моргнём – и увидим всё другими глазами. Разум спит, мы все – художники.
Наполненные вдохновением, шагаем дальше. В диораме «Старая Россия» темно, между привычными фигурами людей стоят светящиеся конусы. Две девушки из министерства природных ресурсов «GEOS» рассказывают о работе мозга и влиянии на неё кремния.
С затаённым ужасом пройдём мимо бетонного столба с впаянными в него игрушками.
Посетителям предлагается необычное – покачаться на жёлтых качелях прямо в зале музея. Такую возможность нельзя упустить! Надо сказать, это гораздо веселее, чем такое же развлечение на улице.
В Чёрной галерее (название места) расположился проект «Сломанный воздух». В экспозиции представлены произведения более 20 известных мастеров российского современного искусства, работающих в различных жанрах и техниках. В название её закрадывается оксюморон – обычно сломанными могут быть только твёрдые предметы. На эти картины нужно просто смотреть и пытаться понять.
Возможно, пришло время вернуться к «Ньютон парку» - у них начинается электрическое шоу. К нему людей привлекает сначала шум, а потом и ярко освещающие музей молнии.
С помощью большого электрического заряда учёные заставляют светиться гвоздь, потом огурец, молнии бушуют в плазменном шаре, катушка Тесла шумит и светится.
Актёры здесь не играют в привычном смысле этого слова, за статус самого большого движения здесь борются передвижение стула, взмах рукой и поворот головы к собеседнику. Они сидят в ряд и читают по ролям – быстро, эмоционально, их голоса скоро въедаются в память, вот уже нам легко различать героев. В самые напряжённые моменты вступает тихая музыка, а важнейшие места герои читают все вместе, вслух, громко и чётко.
Пьеса оставляет по-настоящему глубокое впечатление – пожалуй, иначе её поставить и нельзя было.
Актёры кланяются, а мы на ватных ногах отправляемся домой. Всего не осмотришь, не перескажешь.