Красноярск, 16 мая – «АиФ на Енисее». 22-я музейная ночь в Красноярске была посвящена визуальному театру. Авторы проекты стремились создать диалог между современным искусством и театром и вовлечь в эту игру зрителя.
Предполагалось «поставить» то, чего «поставить» нельзя: «режиссер должен поступить с текстом так, как художники поступают, когда рисуют свои впечатления от увиденного».
Смешалось всё
Музейщики собирались воплотить своеобразный мега спектакль, который существует вне сцены, в пространстве экспозиций, который вместе с посетителями проживает новые смыслы и образы.
Смешалось всё - театра с выставками, инсталляцией, музыкой, перформансами и мастер классами. А называлось всё это – «Почти театр».
«Особенностью 22-й музейной ночи станет участие коллективов красноярских театров в создании современного спектакля, который существует вне сцены, в пространстве экспозиций, который вместе с посетителями проживает новые смыслы и образы», — рассказали в пресс-службе музейного центра.
Процесс взаимного познания между театром и современным искусством, по мнению «служителей муз», содержит огромный потенциал для творческой активности как художников, так и театралов. Театр несёт содержание, а получают образы, технологии и язык смежного искусства.
При этом важно, отмечают создатели действа, сделать границу между реальностью и вымыслом размытой. Тогда зритель сможет погрузиться в действие, в котором существует он сам.
Рождение идеи способствовало то обстоятельство, что современный театр существует на границах жанров, при этом спектакль становится сущностно близок к акционизму и перформансу, то есть, идёт от визуального образа, а не текста.
Особенностью 22-й музейной ночи стало участие коллективов красноярских театров в создании современного спектакля, существующего вне сцены - в пространстве экспозиций.
В программе музейной ночи состоялись:
1. Хороводные причуды с публикой.
Публика и участники действа стали элементами одной системы. Кто остается наблюдателем, а кто становится в центре внимания - никогда сказать сказать точно.
2. Маски и грим.
Участники-зрители в музейную ночь примерили различные маски-роли человека в жизни, на физическом уровне почувствовали, как изменяется тело, когла лицо имеет другой визуальный образ.
3. От текста к образу.
Новый стереоскопический образ возникает, когда картины смешиваются, современное искусство и визуальный театр используют переходящие мысли и идеи.
Красноярцы были первыми в России
Расскажем немного об истории мероприятия. Изначально проект «Музейная ночь» был осуществлен в Берлине в 1997 году. В России идею первыми подхватил Красноярский музейный центр, который впервые позвал краснояцев в музей ночью в 2002 году. Яркое событие культурной жизни Красноярска имело огромный успех. На первую музейную ночь «Там, где сбываются сны », приуроченную к пятнадцатилетию музея, пришло более 5 тысяч человек, сообщается в публикации на сайте музейного центра. С тех пор музейная ночь стала новой культурной традицией города Красноярска. Два раза в год – весной и осенью - горожане приходят в музей, где участвуют в событии, тема которого каждый раз новая и интересная.
Постепенно музейный центр стал превращаться в знаковое место интеллектуального отдыха для молодежи. Креативные молодые люди совместно с профессиональными художниками презентуют свои проекты на площадках музейного центра. Сотрудники центра отмечают, что многие формы современного искусства впервые были представлены в рамках музейной ночи: перформансы, инсталляции, видеоарт, экспериментальная музыка, паблик арт.
Создатели музейной ночи в Красноярске гордятся её отличительной особенностью - возможностью активной коммуникации в пространстве проекта между посетителями и организаторами. Площадки в большинстве случаев специально созданы так, чтобы гости могли принять участие в процессе, научиться какому-нибудь искусству в игровой форме. Посетителей музей в стены заведения на ночь привлекают не только интересные экспозиции, но и получение новых навыков, знакомство с яркими представителями творческих профессий.
Таким образом, в «Почти театре» зрители тоже становились актерами, творчески разрушая границы структуры театра. Отметим, подобный подход отчасти был реализован в «Подростке с правого берега» - спектакле, который поставил Красноярский ТЮЗ.