Примерное время чтения: 8 минут
480

«Ночью дежурили». Как красноярец перегоняет автомобили в зону СВО

«АиФ на Енисее» №16 (2317) 15/04/2025 Сюжет СВОи. Уроки мужества
Через Воронеж в Луганск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Через Воронеж в Луганск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. / Станислав Савчук / Из личного архивa

«УАЗы» («буханки»), «Нивы», «Волги», автобусы держат путь из краевого центра на Донбасс. Оттуда вместе с напарниками их передаёт бойцам руководитель красноярского движения гуманитарной помощи «Автовзвод» Станислав Савчук. Недавно со своим товарищем они вернулись из очередной поездки.

Станислав как профессио­нальный юрист в разговоре сдержан, но за этой чертой характера кроется твёрдое убеж­дение, что патриотизм должен подкрепляться делами.

Его дед и бабушка по отцовской линии с Украины, жили в Черниговской области. Сидели в подвалах во время бомбардировок в Великую Отечественную войну. Другая бабушка собирала снаряды на военном артиллерийском заводе в Ногинске. Они и родители воспитали в нём чувство справедливости.

«Помолились и поехали»

Татьяна Фирсова, корреспондент krsk.aif.ru: Станислав, знаю, что в 2023 году вы взяли с собой в Луганск своего двенадцатилетнего сына Дмитрия. Не было сомнений, ведь командировка была связана с рис­ком для жизни?

Фото: Из личного архивa/ Станислав Савчук

Станислав Савчук: Испросили благословения настоятеля храма Иоанна Предтечи Николая Ши-Кэ-Мина. Он благословил и передал большую партию гуманитарной помощи для жителей Луганска.

Помолились и поехали. Мой коллега Александр тоже взял своего двенадцатилетнего сына Корнея. Конечно, дедушки и бабушки были против, очень переживали, отговаривали, но мальчишки хотели поехать. Моя супруга их поддержала.

Александр сам с Донбасса, участник СВО, опытный человек, хорошо знающий местность и обычаи, поэтому я был уверен, что всё будет в порядке. Останавливались, конечно, в безопасной зоне.

Кроме того, было важно показать мальчишкам другую сторону жизни. Мы решили приобщить сыновей к общему делу, чтобы они увидели всё своими глазами, пообщались со сверстниками, которые жили в подвалах, без света и воды под бомбардировками и обстрелами. Это был для них своего рода урок мужества.

Проехали через всю Россию, гнали автомобили до Луганска своим ходом. Заехали в Волгоград, побывали на Мамаевом кургане, посетили храмы и памятники на луганской земле.

По всему пути следования наши автомобили, на которых было написано «Красноярск – Донбасс», с российскими флагами и знаками ВДВ, приветствовали встречные и попутные машины. На стоянках люди интересовались, куда едем, благодарили, желали доброго пути.

– Как добрались до ЛНР и где остановились?

– В посёлке городского типа Грушёвое. Кстати, это родина моего напарника Александра. В надежде переночевать отправились к его дому, а от него остался только фундамент. Приютил нас в одном из помещений уцелевшего барака и тепло принял местный батюшка, отец Николай.

Он вспомнил семью Александра, его маму и сестёр. Кстати, отец Николай – ополченец, освобождал луганскую землю с оружием в руках в 2014 году. Местные жители, которые там остались (большинство уехали), рассказали о нём удивительную историю.

Во время АТО на Грушёвое двинулся Азов* с танками, батюшка возглавил ополчение. Соседние сёла уже бомбили. Отец Николай сказал всем жителям спрятаться в укрытиях, заверил, что дома не пострадают. Действительно, при обстрелах в основном были разрушены строения на окраине селения.

Опять же по словам жителей, батюшка провёл переговоры с Азовом*, после чего те покинули посёлок. Отец Николай об этом не рассказывал. Он предупредил, чтобы мы на всякий случай не общались с жителями: мало ли что. Дверь на ночь закрывали на палку, натягивали верёвку, по очереди дежурили, потому что на территорию могли зайти ДРГ.

Фото: Из личного архивa/ Станислав Савчук

В двадцать лет на передовую

– В последнюю поездку по дороге в Донецк наша «буханка» заглохла. Время 23.00, стемнело, скоро комендантский час, навигаторы не работают, их глушат. Словом, ситуация довольно напряжённая.

Один из водителей остановился, спросил, чем помочь. Съездили с ним за бензином на АЗС, она находилась недалеко. И машина завелась. Хотели с ним рассчитаться, но он от денег отказался. Сказал, что поддерживает СВО, сам восстанавливает Донбасс. Так мы нашли надёжного друга. Оказалось, что там всё проще, чем мы думали.

– А как выглядят города Донбасса, где вы побывали?

– Разрушенные дома активно восстанавливаются. Донецк примерно такой же, как Красноярск, очень красивый, особенно в центральной части. Много храмов, в том числе и вновь построенных.

– За время волонтёрской деятельности наверняка у вас появилось много друзей среди бойцов СВО.

– Безусловно, но особенно запомнились трое из Красноярского края, с которыми встретился в последнюю поездку, когда перегоняли «Ниву» на Курское направление.

Передо мной стояли 23-летние ребята, они после срочной службы отправились на СВО. На передовой в инженерных войсках уже три года, занимаются разминированием территории. У каждого по три ранения.

При этом позитивные, рассуж­дают не о том, какую машину купить, а о создании семьи, учёбе. Один в Курске уже познакомился с девушкой и сделал ей предложение. Собираются поступать в военное училище.

И число друзей среди бойцов растёт, причём не только из Красноярского края, но из других регионов.

– И всё-таки есть те, кто стал вам особенно близок?

– Да, это Александр, с которым ездили в ЛНР в 2023 году с нашими пацанами. Он сейчас снова на СВО, встречались с ним в нашу последнюю поездку. Постоянно перезваниваемся, помогаем друг другу и его родным, которые живут в Красноярске.

Колёса для гаубиц

– Как появилось ваше волонтёрское движение «Автовзвод» и почему такое название?

– Сначала поставляли нашим бойцам автомобили как краевое общество по защите прав автовладельцев. Потом стало понятно, что на передовой катастрофическая нехватка беспилотников и транспорта, об этом нам постоянно сообщали ребята. Тогда решили выделить это направление в отдельный волонтёрский проект, в котором активно участвует и мой отец Юрий Геннадьевич.

Автовзвод на военном языке – автомобильное подразделение, которое снабжает передовую машинами, покрышками, запасными частями. И не только этим. В феврале этого года по срочному запросу артиллеристов с Курского направления приобрели шесть колёс для гаубиц.

Транспорт на передовой – расходный материал, без него невозможно обойтись. Он перевозит раненых, снаряды, продукты, обслуживают госпитали. Наш проект создан, чтобы объе­динить не только автовладельцев, бизнесменов, но и жителей края. Отправляем воинам маскировочные сети, различные гуманитарные грузы.

Накануне 84-летний пенсионер из Красноярска Анатолий Иванов передал для бригады, в которой служат два его внука, любимый «УАЗ-3151». Купил его в 1998 году. Автомобиль прошёл комплексный ремонт, и совсем скоро его передадут бойцам.

– После поездок на Донбасс вам стала очевидна разница между теми, кто ведёт праздную жизнь, и теми, кто на передовой защищает Родину?

– К сожалению, наше общество разделено. Большинство, как и в Великую Отечественную войну, помогают нашим солдатам. Но есть те, кто считает: моя хата с краю. Они равнодушны к людям, для них деньги на первом месте. Так что наш внутренний враг – это отсутствие веры и сплочённости людей. Если мы его не победим, можем проиграть и на внешнем фронте.

Убеждён: смысл жизни – помогать и заботиться о тех, кто в этом нуждается, а не стремиться к обогащению. Для счастья много материальных благ не надо.

* - организация признана в РФ террористической, деятельность запрещена.

Досье
Станислав САВЧУК. Родился в Красноярске в 1983 году. Окончил юридический факультет аграрного университета. Начал работать помощником адвоката на втором курсе. В 2013 году стал организатором и председателем краевого общества по защите прав автовладельцев. Инициатор создания патриотического уголка в гимназии № 9. Женат, отец двух детей (сын и дочь).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах