В соответствии с новым федеральным законом от 20 марта 2025 года, который вступит в силу в июне, Красноярский край переходит на одноуровневую систему организации местного самоуправления. Она предполагает, что в крае будут сформированы 33 муниципальных и шесть городских округов.
Развитие территорий
Основная цель преобразований – повышение качества управления территориями. Новшество вызвало у жителей ряд вопросов – об удобстве предоставления услуг, транспортной доступности, кадрах, финансовом обеспечении территорий, а также о сохранении исторических и культурных традиций. Поэтому перед принятием закона во втором чтении депутаты краевого парламента отправились в свои избирательные округа, чтобы встретиться с людьми, собрать их вопросы и пожелания.
Преобразования связаны не с изменениями в системе социальных учреждений, а с организацией муниципальной власти. Одна из главных задач, которой следовали, разрабатывая документ, – сохранение той доступности муниципальных услуг, которая существует на данный момент.
Мнение
Председатель комитета по экономике и налоговой политике Егор Васильев:
«Основным критерием образования новых муниципальных округов помимо оперативности управления была ком-плексность с точки зрения экономических перспектив и развития. Укрупнённые муниципальные округа будут прини-мать общие бюджеты, встроенные в вертикальную систему, которая началась не в Красноярском крае, это общая си-стема Российской Федерации. Новым муниципальным образованиям сделать это будет проще: у них будет больше ресурсов, более квалифицированные команды, каждое из них сможет реализовывать все инструменты развития.
Процесс будет продолжаться, это только первый этап. Будет решаться вопрос с распределением полномочий, и финансовая система тоже будет дорабатываться в соответствии с новым административно-территориальным устрой-ством».
Поправка главы региона
Ко второму чтению на основании обращений объёмную поправку внёс губернатор края. Главное в ней – сохранение идентичности в названиях округов, нюансы организации работы в переходный период. До принятия собственных уставов округа будут руководствоваться положениями настоящего закона в части порядка формирования представительных органов, избрания глав муниципальных округов, работы над бюджетом на 2026 год.
Парламентарии обсудили также поправки, внесённые депутатом Алексеем Бойковым, большинством голосов они были отклонены. Несогласие с некоторыми положениями закона высказали Александр Ратахин, Борис Мельниченко.
Но основная часть депутатов резонно видит в законе новые возможности развития территорий. Так, Александр Новиков уверен, что оказание услуг станет более эффективным; он привёл пример повышения доступности спортивных сооружений для жителей объединённых в округе территорий. По его мнению, принятый закон касается появления более крупных территориальных единиц, более эффективного расходования бюджетных средств, управленческих компетенций.
Дмитрий Свиридов и Вера Оськина обратили внимание на необходимость контроля исполнения закона в части развития экономики, формирования и исполнения планов развития округов. Ирина Иванова также отметила, что депутаты должны будут контролировать на местах реализацию заявленных в законе целей.
Председатель Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Додатко:
«Решение, которое принято на федеральном уровне, и решение, которое поддержали депутаты, направлены на то, чтобы сделать местную власть более эффективной. Для того чтобы полномочия, за которые отвечает местное само-управление, были подкреплены соответствующими ресурсами: и кадровыми, и финансовыми. Соответственно, для того, чтобы жизнь людей в территориях становилась лучше.
Конечно, должна сохраниться доступность муниципальных услуг и инфраструктуры для населения. Один из ключевых вопросов, который мы услышали в ходе обсуждения на местах, – об исторической памяти, сохранении самобытности территории. Для многих земляков тема очень личная. Своим постановлением мы предлагаем ввести статус историче-ских территорий, который будет закреплён независимо от того, как может быть реорганизована сама система муни-ципальной власти. Для жителей Енисейска, Тасеево, других районов признание их особого исторического статуса, уникальной самобытности очень важно.
Мы хотели бы, чтобы этот статус подкреплялся дальше на уровне краевых государственных программ в сфере куль-туры, молодёжной политики, образования».
Закрепить статус и топонимы
В завершение обсуждения депутаты приняли постановление Законодательного Собрания о гарантиях социально-культурного и экономического развития территорий края при переходе к новой системе.
В частности, предлагается закрепить статус исторических территорий за Енисейском и территориями Тасеевского, Балахтинского, Идринского, Сухобузимского, Партизанского и других районов, которые войдут в состав муниципальных округов.
Рекомендуется использовать символику, памятные даты и наименования районов, утрачивающих статус муниципальных образований. Государственные учреждения сохранят в своих наименованиях местные топонимы.
Депутаты рекомендуют правительству сохранить объёмы финансирования завершения строительства, проектирования, капремонта социальных объектов, ранее включённых в перечень строек и объектов.
То же касается и укрепления материально-технической базы учреждений, дорожной сети, обновления транспорта и других капитальных расходов вне зависимости от того, сохранится или нет за населённым пунктом статус административного центра.
Особое внимание в постановлении уделяется сохранению сети бюджетных учреждений и доступности муниципальных, краевых и госуслуг.
Депутат Сергей Сизоненко отметил, что принятый закон учитывает многие особенности северных территорий; были услышаны предложения Таймыра и Норильска.
– Наша территория особенная, в ней есть своя специфика, и двухуровневая система власти создавала определённые сложности для населения. Этот комплексный подход позволяет в первую очередь придать большую прозрачность принятию решений, улучшает систему взаимодействия всех уровней власти, убирает ряд бюрократических барьеров, оптимизирует управление, – сообщил парламентарий.
Мнение
Председатель комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Галина Ампилогова:
«Между принятием законопроекта в первом чтении и обсуждением во втором все депутаты активно работали: встречались с избирателями в округах, с экспертами. Появилось предложение о сохранении названий районов в рам-ках округов, что и было зафиксировано в поправке губернатора. Этой же поправкой внесены в закон изменения орга-низации работы округов в переходном периоде.
Практически все депутаты продолжают работать в своих территориях, и все вопросы мы будем отрабатывать, по-скольку закон может меняться поправками исходя из конкретных реалий.
На обеспокоенность жителей тем, что с ликвидацией сельских Советов и депутатов сельского уровня не к кому бу-дет обратиться со своими проблемами, отвечу следующее: закон предусматривает, что в каждом поселении, где рас-полагалась администрация, будет работать территориальное представительство округа. У специалистов будет даже больше времени для работы с людьми: им не надо будет писать нормативные правовые акты, верстать бюджет, про-водить торги и закупки и прочее. Опыт работы тех 12 округов в крае, которые были созданы до принятия этого зако-на, показывает, что работа строится именно в таком ключе.
Пройдёт достаточно времени, прежде чем эта система заработает в полную силу. Но я уверена, что эти изменения сработают на пользу территориям края и всем нашим землякам».
Комментарий
Председатель комитета по охране здоровья и социальной политике Илья Зайцев:
«Мы столкнулись с большим объёмом дезинформации, слухов – о возможных очередях, об ограничении мер поддержки, о рисках, которые оказались неправдой. Это очень благодатная тема, чтобы заработать быстрые политические очки: воспользо-ваться тем, что у людей есть опасения, и создать волну.
Вижу у себя в комментариях, что теперь за справкой придётся ездить за 110 км из одного населённого пункта в другой. Кто это сказал? Много раз уже было объяснено: если в населённом пункте был орган власти, он просто меняет название, становится территориальным отделением администрации. С жителями необходимо проводить разъяснительную работу по этим простым вещам.
Оперативное принятие закона позволит уже сейчас приступить к бюджетным проектировкам новых территорий, чтобы в плановом порядке решить все вопросы, в том числе по муниципальным очередям, по комплексному развитию».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.