Примерное время чтения: 15 минут
339

«Я тоже стою в пробках». Эдхам Акбулатов о дорогах, дольщиках и экологии

Эдхам Акбулатов признался журналистам, что сложных задач не боится.
Эдхам Акбулатов признался журналистам, что сложных задач не боится. / Ирина Якунина / АиФ

Накануне выборной кампании Эдхам Акбулатов посетил редакцию «АиФ на Енисее» и подвёл итоги своей пятилетки, обозначил основные проблемы и пути их решения. До отставки мэра оставалось не больше месяца. 

Что нам стоит дом построить...

Корреспондент «АиФ-Красноярск» Ксения Орлик: Эдхам Шукриевич, сейчас самая обсуждаемая тема в городе - ремонт дорог. Почему работы так затянулись? Подрядчики нагоняют и в снег, и в дождь то, что не успели сделать летом, тем самым вызывая негативную реакцию людей.

Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов: Я убеждён: если либеральничать с проблемой, то она никогда не решится. Добиться успеха можно, лишь поставив перед собой сложные задачи. Давайте вернёмся на год назад и вспомним, какой острой критике подвергалось состояние дорог: со всеми ямами, ухабами, колодцами, отсутствием ливневой канализации и массой других вопросов. Поэтому, когда в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» появилась возможность отремонтировать 47 объектов улично-дорожной сети, мы пошли на это. При этом нужно понимать: такой масштабной работы на дорогах Красноярска не было никогда. Если говорить в процентном соотношении, то Красноярск получил намного больше средств, чем Иркутск, Новосибирск, ряд других городов. Образно говоря, ремонт этого года оказался своего рода «проверкой боем». Причём проверкой и для муниципалитета, и для подрядчиков, и для горожан. В целом мы эту проверку прошли, но, безусловно, нужно делать выводы, поскольку дорожные работы продолжатся и на будущий год.

Капитальный ремонт дорог продолжится в следующем году.
Капитальный ремонт дорог продолжится в следующем году. Фото: АиФ/ Ирина Якунина

Вернёмся к вопросу о подрядчиках. Скажу откровенно: масштабный ремонт текущего года показал, что в городе не хватает дорожных организаций, которые смогли бы выполнить значительные объёмы работ в сжатые сроки. В чём причина? На мой взгляд, это связано с тем, что долгое время коммерческие предприятия дорожной отрасли не вкладывали деньги в развитие собственного производства, в обучение специалистов, покупку техники. Приведу только один пример - ремонт проспекта Мира. Подрядчик, ООО ИЦ «СпецПромПроект», опыта проведения дорожного ремонта не имел, но на конкурс заявился, и в соответствии с федеральным законодательством мы были вынуждены работать с ним. В результате проспект Мира - это последний объект, который предприятие ремонтирует в Красноярске. Кроме того, в этом году в ходе ремонта дорог мы сталкиваемся с ситуацией, когда одно и то же оборудование используется по принципу «карусели», перемещаясь с одного участка на другой. Прибавьте к этому отсутствие опыта у подрядчика в организации самого процесса, и в итоге мы получили ситуацию, когда сотрудники администрации вынуждены взять на себя роль прорабов: организовывать всю работу за дорожные предприятия. Но я убеждён, что намного более эффективным является и надзор со стороны горожан, который выражается в работе комитетов общественного контроля. Я не случайно ратовал за их создание, поскольку убеж­дён: когда подрядчики поймут, что за ними наблюдают не просто чиновники с графиком в руках, а жители всего города, они будут вынуждены осознать: халявить не получится, прятаться не за кого. Поэтому влияем на подрядчиков вместе.

- Обманутые дольщики. Ещё пару лет назад мы отнесли бы эту проблему к 90-м годам. Но недавно жители края разбили палаточный городок под окнами правительства, чтобы привлечь внимание к проблеме, и даже записали видеообращение к президенту России. Как всё-таки помочь пострадавшим?

- Я неоднократно встречался с участниками долевого строительства с улицы Грунтовой, 28а, которые 12 лет ждут своего жилья. Люди обмануты, безответственность руководителей компаний зашкаливает. Многие, увидев, что стройка остановилась, перестали платить за квартиры. Сейчас главное - восстановить доверие. Итогом совместной работы стал проект закона Красноярского края о поддержке участников долевого строительства, в основу которого легли предложения самих дольщиков. Закон был принят депутатами городского совета в качестве законодательной инициативы. Я рассчитываю, что 19 октября его рассмотрят на сессии Законодательного собрания Красноярского края, и если примут, то у людей наконец появится возможность достроить свои дома.

- Если говорить о застройщиках… Многих читателей интересует вопрос, что будут строить на Предмостной площади. Несколько лет набережная стоит перегороженная, но на этом месте ничего так и не появилось.

- Конечно, в таком состоянии, как сейчас, Предмостная площадь быть не должна. Проект строительства торгово-развлекательного комплекса был задекларирован компанией давно, когда строительный рынок был на подъёме. Сейчас фирма говорит о том, что из-за экономической ситуации она не может его реализовать, но от планов не отказывается, аккуратно платит аренду, и есть все основания полагать, что проект реализуется.

Но в целом, я считаю, застройщикам необходимо находить компромисс между интересами бизнеса и города. У нас есть такие примеры. Буквально на днях завершилось голосование за проект красноярского аквапарка. Для того чтобы реализовать его, мы изменили проект планировки и межевания территории жилого района «Слобода Весны». Ранее предполагаемый к строительству торговый комплекс был заменён на спортивно-развлекательный объект с аквапарком - красноярцы поддержали такое решение. Отмечу, что в перспективе в микрорайоне «Слобода Весны» будет проживать более 16,5 тыс. человек, но, безусловно, современный центр водных развлечений станет местом притяжения всех красноярцев, а также жителей других территорий края.

Экологическое равновесие

- Экологическая обстановка в городе очень волнует красноярцев. Насколько город продвинулся в плане улучшения за последние годы? Как ведётся контроль за нарушителями экологического законодательства?

- К сожалению, муниципальная власть на сегодняшний день не имеет полномочий контроля в сфере экологии, но это не мешает нам принимать управленческие решения, которые смогут привести к сокращению экологической нагрузки.

Мы все с вами знаем, что Красноярск находится в котловине. Поэтому наша задача - освободить приземный слой атмосферы от загрязнений. К примеру, в городе сжигается 6,5 млн тонн угля в год. Для того чтобы сократить этот объём на треть, необходимо находить альтернативу печному отоплению, отказываться от технологически устаревших малых котельных, переходить на централизованную систему отопления и добиваться от ресурсоснабжающих организаций внедрения современных систем очистки.

Для нас крайне значимо, что в декабре 2016 года Красноярск одержал победу в конкурсе Азиатско-Тихоокеанского центра исследований в области энергетики (АТЭС), став первым российским мегаполисом, где реализуется проект низкоуглеродного города. Участие в нём мы рассмотрели как возможность поиска новых подходов создания в городе комфортной, экологически безопасной и удобной для жизни среды. Рассчитываю, что эксперты проекта смогут выработать новые решения, реализация которых позволит сделать Красноярск более современным, экологичным городом. Одновременно с этим мы уже предпринимаем конкретные действия. Один из примеров - формирование первого транспортного кольца, которое позволит значительно снизить трафик транзитного движения через центр города и тем самым снизить экологическую нагрузку. Активно ведётся работа по обновлению общественного транспорта.

- Может, следует использовать альтернативные источники топлива? Вся Европа уже газифицирована, а мы, имея большие ресурсы, не используем их.

- Этот вопрос стоит уже давно. Газопровод, который берёт начало в Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе, идёт на запад и заканчивается в Кемеровской области. Этот проект, направленный на экспортирование природного газа, естественным образом помог решить вопрос газификации городов и посёлков, расположенных по соседству с магистралью. Сейчас разрабатывается проект «Сила Сибири»: газопровод пойдёт в Иркутскую область и позволит России начать экспорт газа в Китай. Теоретически он даёт нам возможность перевести наши ТЭЦ на газ. Но мы должны понимать, что реализация этого очень масштабного проекта потребует не только переоборудования станций, но и полного перераспределения ресурсных потоков. В Красноярском крае сосредоточено около 40% кондиционных угольных ресурсов России. Суммарная мощность Бородинского, Назаровского и Берёзовского разрезов составляет до 100 млн тонн в год, и за каждой тонной стоят люди, целые города и посёлки. И законно возникает вопрос: чем они будут заниматься, если уголь добываться не будет? Это непростой вопрос, решать который нужно на федеральном уровне. Но если заглянуть в перспективу, думаю, что рано или поздно газопровод будет связывать всю страну, как Транссиб, и Красноярск будет «с газом».

- На экологию города влияет и незамерзающий Енисей. Известный учёный Рем Хлебопрос утверждал, что существует решение проблемы: забирать воду для сброса на ГЭС не с глубины 40 метров, где она +4 градуса, а с поверхности. Тогда летом Енисей будет прогреваться. Возможно вернуться к нему и реализовать?

- Я даже являюсь соавтором этих изобретений, хотя основные идеи были внесены старшими товарищами и моим отцом. Мысль была благая: подавать на агрегаты Красноярской ГЭС воду с поверхности водохранилища, а не из его глубинных слоёв. Летом эта вода самая тёплая, а зимой - самая холодная. Для этого предлагалось «подвесить» перед водозабором плотины специальный экран, закреплённый на нескольких баржах, который будет выполнять роль селективного водозабора. Но мы пришли к выводу, что значение имеет не только температура воды, но и само движение водных масс - при водосбросе на станции образуется гигантский водопад. Так что решение изменить систему водозабора я бы назвал стратегическим, но оно требует технической проработки. Аналогов подобных проектов в мире нет. И, безусловно, проработать этот проект без активного участия собственников ГЭС невозможно.

Город живёт и меняется

- А как обстоят дела с ремонтом дворов? Читатели сообщают, что бывает и так: дорогу возле дома раскатают идеально, но как только кончается двор и начинается проезд, хоть из дома не выходи...

- А при ремонте дворов без участия красноярцев вообще было не обойтись. В этом году по федеральной программе «Городская среда» мы благо­устраиваем 215 дворов. Такой объём раньше мы выполняли за четыре года. Ключевым условием программы стало софинансирование, красноярцы добавили к федеральным средствам более 22 млн рублей. Софинансирование стало своеобразной гарантией более качественной реализации программы. Вложив свои кровные, горожане контролировали работу от проекта до стадии приёмки. Но самое примечательное, что программа не просто ломает устаревшие стандарты дворовых пространств, она позволяет каждому горожанину почувствовать себя хозяином собственного двора. И в этом плане реализация программы - это, если хотите, вопрос идеологии и ценностей, повышение качества жизни красноярцев сегодняшнего и самое главное - завтрашнего дня. Безусловно, есть над чем работать.

По поводу проездов я с красноярцами абсолютно согласен. Получилось, что в этом году на дворовые территории было выделено 230 млн рублей, а на проезды - всего около 40 млн. Чтобы изменить ситуацию, необходимо межквартальные проезды включить в федеральную программу. Если на следующий год такое решение не будет принято, то за счёт муниципальных и регио­нальных программ мы запланируем ремонт прилегающих территорий к тем дворам, которые попадают в федеральный приоритетный проект.

- Обновление набережной - ещё один долгожданный проект. Создаётся ощущение: то, что сейчас здесь делается, абсолютно не похоже на имперский стиль советских гранитных набережных. Что Красноярск получит в итоге?

- Красноярск получит новое качество городских общественных пространств. Главная цель - сделать так, чтобы горожанам было комфортно, при этом каждое пространство должно быть функциональным, чтобы красноярцам было интересно и у них возникало желание как можно чаще выходить на набережные, общаться, приглашать в свой город родных и друзей. Что касается стилистики, то кто сказал, что смешение стилей - это плохо? Красноярск - город с почти 400-летней историей, и, если у нас появится место, которое будет отражать разные вехи развития краевого центра, - это будет интересно. Мне очень импонирует мысль, что обновлённая набережная будет олицетворять Красноярск, но новый, современный. Не подавляющий, а светлый, открытый, удобный для всех город.

Капитал Красноярска - это люди

- Как-то вы сказали, что в своей работе опираетесь на «партию неравнодушных красноярцев». Кто эти люди?

- Я убеждён: самое ценное, что есть у любого города, - это человеческий капитал. Капитал Красноярска - это порядка 1 млн 83 тыс. человек, то есть более миллиона идей и проектов. Я говорю о тех инициативах, которые реализуют горожане, об их проектах, меняющих Красноярск к лучшему. Например, связанных с формированием в городе доступной среды на 2017-2019 годы. В разработке этого документа принимали участие общественники, представители объединений инвалидов, НКО. Те, кого как раз и можно назвать представителями «партии неравнодушных красноярцев». И таких очень много. Это и Наталья Каптелинина, автор проекта «Шаг за шагом к мечте!», которая стала инициатором открытия в Красноярске первого спортивного зала для людей с ограниченными возможностями. Это и молодые ребята из волонтёрского центра «Доброе дело», которые помогают колясочникам передвигаться по городу. Или председатель общественной организации Елена Нига, организовавшая одну из первых в России детских команд по следж-хоккею... За каждым таким проектом - реальные дела. Ещё один пример - конкурс «Самый благоустроенный район», за четыре года для участия в нём было подано более 13 тыс. заявок. Или самый последний пример: перед городским субботником меня пригласили на уборку набережной ребята из инициативной группы Жанны Рожиной, которые постоянно, без всякой штурмовщины, в своё свободное время выходят на уборку городских территорий. Таких людей и их идеи всегда буду поддерживать, ведь, образно говоря, это как инвестиции с гарантией. Гарантией того, что Красноярск развивается.

Личные вопросы

- Недавно свой профессио­нальный праздник отметили учителя. А вы помните своего первого учителя? Знаем, что и вы были преподавателем в красноярском институте. Каково работать со студентами?

- Я учился в Красноярске в 10-й школе. Конечно, как и все мои одноклассники, помню свою первую учительницу Римму Сергеевну Амосову. Школьником я был самым обычным, ничего особенного во мне никто не замечал… (Смеётся). С одноклассниками поддерживаем общение, в этом году встречались на юбилее школы: вспоминали юные годы, своих учителей.

Мэр окончил красноярскую школу № 10.
Мэр окончил красноярскую школу № 10. Фото: администрация Красноярска/ Пресс-служба

Что касается преподавательской работы, то, окончив политехнический институт и защитив диссертацию, я стал преподавать в инженерно-строительном институте. Студенты были разные: лентяи, хулиганы и те, кто стремился добиться успеха. Но я находил общий язык со всеми. С некоторыми общаемся до сих пор.

- Наша газета совместно с Домом офицеров в канун 390-летия города запустила проект «История Красноярья в лицах». Мысль в том, что нашу историю творят разные люди: не только учёные, политики, но и простые рабочие, крестьяне. Приходит много потрясающих историй о том, какой вклад в развитие города и страны внесли красноярцы. А как попали в Сибирь ваши предки?

- Мои родители приехали в Красноярск из Москвы, я родился здесь. Папа был инженером-строителем. Его направили сюда создавать институт «Промстройпроект», который, кстати, существует до сих пор. Отец был первым директором института. Он трудился всю свою жизнь. Не изменял своей профессии и всегда считал её по-настоящему важной. Много времени посвятил научным исследованиям, связанным со строительством на вечной мерзлоте. В те годы это было очень актуально и важно. Отец постоянно летал в командировки в Норильск, было очень бурное развитие промышленности края. А мама вела домашнее хозяйство. Родители очень любили Столбы и передали эту любовь мне.

Досье
Эдхам Акбулатов. Родился в 1960 году в Красноярске. Окончил Красноярский политехнический институт по специальности «инженер-строитель». Работал старшим преподавателем, затем доцентом КИСИ. С 1994 года работает в органах исполнительной и государственной власти. В том числе временно исполнял обязанности губернатора региона и был председателем правительства. В 2012 году был избран на пост главы города.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах