«Чайка», «Волга», «Победа», «Москвич», «Жигули», «Запорожец», грузовики – всего 85 единиц автомобилей и мототехники, выпущенных в советское время. Можно заводить и начинать движение. Такая коллекция в Енисейской Сибири единственная. Находится она в Красноярском крае в минусинском музее «Автомототехника СССР».
Невозможно расстаться
Поставленный на постамент «Москвич-400» – ориентир на вход. Машина тоже раритетная – это первый советский автомобиль, продававшийся для индивидуального пользования. Выпускался недолго – с 1946 по 1954 год.
«Москвич-400» – мой первый автомобиль. Купил с рук, подержанный, но радости не было предела, – рассказывает основатель музея Владимир Межов. – Когда приобретают новую машину, обычно старую продают, а мы с ними расстаться не можем. Они заняли место в нашем музее».
А начинался музей с коллекционирования моделей – копий автомобилей масштабом 1:43. В семье Межовых росли два сына, и пройти мимо ярких машинок они не могли. Да и папе тоже было интересно их рассматривать, особенно те модели, у которых и двери, и капот открываются. Любовь к технике от отца передалась сыновьям. С возрастом интерес не только не угас, а вырос до мечты создать музей.
В начале двухтысячных, когда на улицах городов и сёл всё чаще стали появляться иностранные машины, решили собрать автомобили, мотоциклы, мотороллеры, выпускавшиеся в СССР с 1930 по 1980 год. Размах большой, ведь только основных моделей автомототехники за этот период было выпущено более 300 вариантов.
«В выходные садились в грузовичок, ездили по деревням и сёлам. Узнавали, кто готов продать нам старые автомобили, – вспоминает Владимир Григорьевич. – Желающие находились. И в пунктах сбора металлолома нас знают, звонят, если привозят старый автомобиль. Приезжаем, покупаем. Реставрируем, ставим на ход. Сейчас проблем с запчастями почти нет – интернет в помощь. Дело в деньгах: со временем оригинальные запчасти, а мы работаем только с ними, дорожают».
В просторных залах в ряд стоят мотовелосипеды, мотороллеры и мотоциклы. И пришедшие в музей почтенные мужчины теряют серьёзность и начинают вспоминать, как лихо водили мотоциклы, как сбылась их мечта, когда первый раз прокатились в кабине «вот такого же автомобиля» и первый раз самостоятельно повели машину «один в один, как эта».
Этих вдруг помолодевших автолюбителей не переслушать. Начинается разговор про двигатели, цилиндры, поршни… Сегодняшние девушки, освоившие иномарки с педалями «газ» и «тормоз», понять не могут, о какой коробке передач толкуют мужчины, которые зависают возле каждого авто, выставленных в шеренгу моторов и других запчастей.
Что ни машина, то история
О каждой «ласточке» на четырёх колёсах Межов готов рассказывать часами. Стремительную «Чайку» ГАЗ-14, которая «работала» в Совете министров РСФСР, пригнали из Москвы.
А первый «Запорожец» ЗАЗ-965, на мой взгляд, маленький и несуразный, купили с рук за 5 тыс. рублей. Автомобиль получил прозвище «горбатый» из-за формы кузова, кстати, как у итальянского «Фиат-600».
«На эти модели «Запорожца» ставили двигатель мощностью не более 27 «лошадей», он располагался позади пассажирского салона, а багажник – впереди», – продолжает экскурсию Владимир Межов.
Тут же вспомнила опытного водителя, который за всё время вождения один-единственный раз нарушил правила дорожного движения – превысил скорость. Мужчина ростом под два метра был обладателем более современного «Запорожца» – ЗАЗ-968М, явно недостаточного для него по габаритам. Но этой машине радовалась вся семья: дача была далековато, и «Запорожец», этот маленький труженик, выручал.
Останавливаемся возле знаменитой «Победы» ГАЗ-М-20. Её выпускали после войны, в 1946–1958 годах. Своё место в музее занял и основной отечественный довоенный автомобиль ГАЗ-М-1 (эмка). Он начал выпускаться в 1936 году. За семь лет вышло почти 63 тыс. легковушек. Возможно, их собирали бы и дальше, но в цех Горьковского автозавода в 1943 году попало несколько немецких бомб. Линию не восстановили.
Колёса Победы
Уже несколько лет по центральной площади Абакана на параде в День Победы проезжает техника военного времени из музея «Автомототехника СССР». Возглавляет процессию мотоцикл М-72. Он предназначался исключительно для военного использования и даже после не продавался в частные руки. Только в середине 1950-х годов этот запрет был снят. Владимир Григорьевич лихо садится на мотоцикл: «К параду готов!»
Автомобиль-солдат, автомобиль-труженик – таков краткий словесный портрет лёгкого вездехода ГАЗ-67. Это полноприводной легковой автомобиль военного времени повышенной проходимости, который ещё называли «Иван-Виллис». Считается, что это первый в СССР массовый джип. Выпускался на Горьковском автозаводе с 1943 по 1953 год.
«Предназначался для среднего комсостава, разведки, связи, а ещё как тягач лёгких пушек, – знакомит с историей автомобиля наш экскурсовод. – После войны его использовали силовые ведомства, геологоразведка, лесники. Ещё его можно было видеть на дорогах в колхозах и совхозах.
Особое отношение – к легендарной грузовой полуторке ГАЗ-ММ – «рабочей лошадке» и фронта, и тыла. На этих машинах доставляли на передовую снаряды, буксировали орудия, вывозили раненых. По Дороге жизни на них привозили хлеб в блокадный Ленинград и эвакуировали из него людей».
А к грузовичку УралЗИС-355 применимо определение «древний, как мамонт». Как объяснил Владимир Межов, это машина последней модернизации грузовика ЗИС-5 – знаменитой «трёхтонки». В годы войны его производство было перенесено на завод УралЗИС в Челябинскую область, в город Миасс.
«УралЗИС-355 с квадратной деревянной кабиной грузоподъёмностью 3 тонны. Максимальная скорость – 70 км в час. Расход топлива – 27–34 литра на 100 км, – перечисляет технические характеристики Владимир Григорьевич. – Чаще всего их можно было видеть на дорогах Урала и Сибири. Сегодня это, можно сказать, последний из могикан. Техника на ходу – заправляй и вперёд. Надеюсь, и нынче эти модели откроют парад Победы в столице Хакасии».
Представительский класс
Всё-таки есть особенная прелесть в старых автомобилях. В мастерской шестой год стоит на реставрации шестиместный седан представительского класса – ГАЗ-12 ЗИМ. Им занимаются, когда у мужчин семьи Межовых есть время. Такую машину нигде не видела. Капот можно открывать хоть с левой, хоть с правой стороны. В салоне три ряда сидений.
«Автомобиль серийно производился на Горьковском автомобильном заводе (завод имени Молотова) с 1950 по 1959 год. У этого шестицилиндровый двигатель объёмом 3,5 литра, трёхступенчатая коробка передач с гидромуфтой. Скорость развивает до 120 км в час. Машина дорогая: новая стоила 40 тыс. рублей, как две «Победы» или четыре «Москвича» – деньги огромные. Это сколько нужно было копить на такое авто учителю с небольшой зарплатой…»
Даже в сегодняшнем состоянии, полусобранная, без покраски и внутренней отделки, машина выглядит солидно. Сейчас в музее Межовых более 80 экспонатов отечественного автомотопрома. С прошлого года реализовано ещё одно направление деятельности: Владимир Межов рассказывает посетителям об истории строительства и эксплуатации Усинского тракта – важной для Красноярского края, Тувы и Хакасии дороги.