Мотоциклы, грузовики, служебные и представительские машины – в музее можно проследить историю развития советского автопрома. / Марина Алехина / АиФ
«Чайка», «Волга», «Победа», «Москвич», «Жигули», «Запорожец», грузовики – всего 85 единиц автомобилей и мототехники, выпущенных в советское время. Можно заводить и начинать движение. Такая коллекция в Енисейской Сибири единственная. Находится она в Красноярском крае в минусинском музее «Автомототехника СССР».
Невозможно расстаться
Поставленный на постамент «Москвич-400» – ориентир на вход. Машина тоже раритетная – это первый советский автомобиль, продававшийся для индивидуального пользования. Выпускался недолго – с 1946 по 1954 год.
«Москвич-400» – мой первый автомобиль. Купил с рук, подержанный, но радости не было предела, – рассказывает основатель музея Владимир Межов. – Когда приобретают новую машину, обычно старую продают, а мы с ними расстаться не можем. Они заняли место в нашем музее».
А начинался музей с коллекционирования моделей – копий автомобилей масштабом 1:43. В семье Межовых росли два сына, и пройти мимо ярких машинок они не могли. Да и папе тоже было интересно их рассматривать, особенно те модели, у которых и двери, и капот открываются. Любовь к технике от отца передалась сыновьям. С возрастом интерес не только не угас, а вырос до мечты создать музей.
В начале двухтысячных, когда на улицах городов и сёл всё чаще стали появляться иностранные машины, решили собрать автомобили, мотоциклы, мотороллеры, выпускавшиеся в СССР с 1930 по 1980 год. Размах большой, ведь только основных моделей автомототехники за этот период было выпущено более 300 вариантов.
«В выходные садились в грузовичок, ездили по деревням и сёлам. Узнавали, кто готов продать нам старые автомобили, – вспоминает Владимир Григорьевич. – Желающие находились. И в пунктах сбора металлолома нас знают, звонят, если привозят старый автомобиль. Приезжаем, покупаем. Реставрируем, ставим на ход. Сейчас проблем с запчастями почти нет – интернет в помощь. Дело в деньгах: со временем оригинальные запчасти, а мы работаем только с ними, дорожают».
В просторных залах в ряд стоят мотовелосипеды, мотороллеры и мотоциклы. И пришедшие в музей почтенные мужчины теряют серьёзность и начинают вспоминать, как лихо водили мотоциклы, как сбылась их мечта, когда первый раз прокатились в кабине «вот такого же автомобиля» и первый раз самостоятельно повели машину «один в один, как эта».
Этих вдруг помолодевших автолюбителей не переслушать. Начинается разговор про двигатели, цилиндры, поршни… Сегодняшние девушки, освоившие иномарки с педалями «газ» и «тормоз», понять не могут, о какой коробке передач толкуют мужчины, которые зависают возле каждого авто, выставленных в шеренгу моторов и других запчастей.
О каждой «ласточке» на четырёх колёсах Межов готов рассказывать часами. Стремительную «Чайку» ГАЗ-14, которая «работала» в Совете министров РСФСР, пригнали из Москвы.
А первый «Запорожец» ЗАЗ-965, на мой взгляд, маленький и несуразный, купили с рук за 5 тыс. рублей. Автомобиль получил прозвище «горбатый» из-за формы кузова, кстати, как у итальянского «Фиат-600».
«На эти модели «Запорожца» ставили двигатель мощностью не более 27 «лошадей», он располагался позади пассажирского салона, а багажник – впереди», – продолжает экскурсию Владимир Межов.
Тут же вспомнила опытного водителя, который за всё время вождения один-единственный раз нарушил правила дорожного движения – превысил скорость. Мужчина ростом под два метра был обладателем более современного «Запорожца» – ЗАЗ-968М, явно недостаточного для него по габаритам. Но этой машине радовалась вся семья: дача была далековато, и «Запорожец», этот маленький труженик, выручал.
Останавливаемся возле знаменитой «Победы» ГАЗ-М-20. Её выпускали после войны, в 1946–1958 годах. Своё место в музее занял и основной отечественный довоенный автомобиль ГАЗ-М-1 (эмка). Он начал выпускаться в 1936 году. За семь лет вышло почти 63 тыс. легковушек. Возможно, их собирали бы и дальше, но в цех Горьковского автозавода в 1943 году попало несколько немецких бомб. Линию не восстановили.
Колёса Победы
Уже несколько лет по центральной площади Абакана на параде в День Победы проезжает техника военного времени из музея «Автомототехника СССР». Возглавляет процессию мотоцикл М-72. Он предназначался исключительно для военного использования и даже после не продавался в частные руки. Только в середине 1950-х годов этот запрет был снят. Владимир Григорьевич лихо садится на мотоцикл: «К параду готов!»
Автомобиль-солдат, автомобиль-труженик – таков краткий словесный портрет лёгкого вездехода ГАЗ-67. Это полноприводной легковой автомобиль военного времени повышенной проходимости, который ещё называли «Иван-Виллис». Считается, что это первый в СССР массовый джип. Выпускался на Горьковском автозаводе с 1943 по 1953 год.
«Предназначался для среднего комсостава, разведки, связи, а ещё как тягач лёгких пушек, – знакомит с историей автомобиля наш экскурсовод. – После войны его использовали силовые ведомства, геологоразведка, лесники. Ещё его можно было видеть на дорогах в колхозах и совхозах.
Особое отношение – к легендарной грузовой полуторке ГАЗ-ММ – «рабочей лошадке» и фронта, и тыла. На этих машинах доставляли на передовую снаряды, буксировали орудия, вывозили раненых. По Дороге жизни на них привозили хлеб в блокадный Ленинград и эвакуировали из него людей».
А к грузовичку УралЗИС-355 применимо определение «древний, как мамонт». Как объяснил Владимир Межов, это машина последней модернизации грузовика ЗИС-5 – знаменитой «трёхтонки». В годы войны его производство было перенесено на завод УралЗИС в Челябинскую область, в город Миасс.
«УралЗИС-355 с квадратной деревянной кабиной грузоподъёмностью 3 тонны. Максимальная скорость – 70 км в час. Расход топлива – 27–34 литра на 100 км, – перечисляет технические характеристики Владимир Григорьевич. – Чаще всего их можно было видеть на дорогах Урала и Сибири. Сегодня это, можно сказать, последний из могикан. Техника на ходу – заправляй и вперёд. Надеюсь, и нынче эти модели откроют парад Победы в столице Хакасии».
Всё-таки есть особенная прелесть в старых автомобилях. В мастерской шестой год стоит на реставрации шестиместный седан представительского класса – ГАЗ-12 ЗИМ. Им занимаются, когда у мужчин семьи Межовых есть время. Такую машину нигде не видела. Капот можно открывать хоть с левой, хоть с правой стороны. В салоне три ряда сидений.
«Автомобиль серийно производился на Горьковском автомобильном заводе (завод имени Молотова) с 1950 по 1959 год. У этого шестицилиндровый двигатель объёмом 3,5 литра, трёхступенчатая коробка передач с гидромуфтой. Скорость развивает до 120 км в час. Машина дорогая: новая стоила 40 тыс. рублей, как две «Победы» или четыре «Москвича» – деньги огромные. Это сколько нужно было копить на такое авто учителю с небольшой зарплатой…»
Даже в сегодняшнем состоянии, полусобранная, без покраски и внутренней отделки, машина выглядит солидно. Сейчас в музее Межовых более 80 экспонатов отечественного автомотопрома. С прошлого года реализовано ещё одно направление деятельности: Владимир Межов рассказывает посетителям об истории строительства и эксплуатации Усинского тракта – важной для Красноярского края, Тувы и Хакасии дороги.
Все машины на ходу... В Сибири собрана коллекция автомобилей времен СССР
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.