Примерное время чтения: 9 минут
937

«На ногах растягивались жилы». Как сибирские бурлаки лямку тянули

«АиФ на Енисее» №1-2 (2302-2303) 09/01/2025
Лямщики тянут илимку берегом Подкаменной Тунгуски.
Лямщики тянут илимку берегом Подкаменной Тунгуски. Эвенкийский краеведческий музей

Все наверняка имеют представление о бурлаках. Получили они его преимущественно от созерцания картины художника Ильи Репина «Бурлаки на Волге» (1873 г.) И, конечно же, не могли при этом не гневаться: как можно так эксплуатировать людей! Оказывается, в Сибири тоже были бурлаки, только называли их лямщиками.

За день до двадцати вёрст проходили

«Труд бурлака был чрезвычайно тяжёл. Надо было иметь очень крепкое здоровье и особенно крепкую грудь, чтобы вынести все тяжести дальней путины: от ступания с усилием по мягкому, рассыпающемуся песку у бурлаков на ногах растягивались жилы, камни портили ноги, от сильного налегания на лямку грудью развивались проблемы с лёгкими, а от постоянного наклона головы к ней всё время приливала кровь, отчего у бурлаков портились глаза», – так описывался труд бурлаков в дореволюционных исторических и документальных изданиях.

На Волге, Каме, иных крупных российских реках в таких бурлацких ватагах, тягающих вверх, против течения, барки и баржи с купеческими грузами, были задействованы десятки тысяч бурлаков!  

Со строительством железных дорог, появлением судов на паровом ходу бурлачество как ремесло вроде бы утратило своё значение. Но далеко не везде.

Даже после установления советской власти бурлаки продолжали трудиться, главным образом на сибирских реках. Только назывались они здесь лямщиками, так как впрягались в широкие берестяные лямки, отводы от которых крепились к бечеве – длинной прочной верёвке, при помощи которой буксировались илимки. Это были большие дощатые и плоскодонные лодки длиной до 15 м. На них до революции сибирские бурлаки доставляли товары купцов-тунгусников ближе к стойбищам эвенков (даже в сериале «Угрюм-река» есть кадры, в которых Прохор Громов встречается с ватагой лямщиков, буксирующих такое судно с купцом и его товарами по Нижней Тунгуске, выведенной в романе Вячеслава Шишкова как Угрюм-река).

И даже в послереволюционную пору лямщики оказались нужны. «Берестяная лямка по сей день снится, – вспоминал в 1990 году в «Сибирской газете» Николай Васильевич Брюханов, ходивший в двадцатые годы по тунгусским берегам «в бечеве». – В Сибири мы не бурлаками, а лямщиками звались. Шибко потом исходились, когда груз против течения волок­ли. Баржу ведём, а сами песни по тайге гоняем. То «Во саду при долине» или «Скрылось солнце за степью» спеваем, либо «Ланцова» затянем, или жалостную – «Погорела мать-Москва». Вроде бы силушки и прибавится. За день до двадцати вёрст проходили».

Николай Васильевич Брюханов, ходивший в двадцатые годы по тунгусским берегам «в бечеве». Фото: Эвенкийский краеведческий музей

И женщины тоже «ходили бечевой»

Это они, лямщики, помогли в двадцатых годах доставить на Нижнюю Тунгуску из Туруханска первостроителей будущей столицы Эвенкийского национального округа – посёлка Тура. И даже позже, в сороковые годы, лямщики волокли тяжело гружённые илимки в Байкит и Ванавару с продовольствием и другими необходимыми для жизнедеятельности северян товарами, потому что маломощные, с глубокой осадкой катера того времени не могли осилить бурного течения северных притоков Енисея, их мощных порогов.

Одной из представительниц этой экзотической профессии была жительница села Байкит Анфиса Стахеевна Серебрякова (Щёголева).Фото: Эвенкийский краеведческий музей

Оказывается, в годы войны женщины тоже «ходили бечевой», так как мужчины почти все ушли на фронт. Одной из представительниц этой экзотической профессии была жительница села Байкит Анфиса Стахеевна Серебрякова (Щёголева). Ей было 23 года, когда она в 1943 году пошла работать в бригаду лямщиц, доставлявших грузы от устья Подкаменной Тунгуски в посёлки Байкитского района.

«Караван илимок грузился ниже Большого порога. Там, на высоком берегу Подкаменной Тунгуски, стояли склады с различными грузами. За день двадцать женщин успевали нагрузить две илимки, – рассказывала Анфиса Стахеевна. – Особенно трудно было ходить с грузом под гору. На другой день встанешь, до икр рукой не дотронешься – огнём горят. Постепенно разойдёшься и опять таскаешь мешки, ящики. Груз для наших женских плеч, что и говорить, был тяжеловатый. Так, куль рафинада весил 106 килограммов, ящик масла – не 25, как сейчас, а 50 килограммов. Вот прёшь мешок с мукой или ящик, а в глазах зелень стоит.

…Передового лямщика во всех бригадах называли шишкой. В составе нашей бригады «шишкой» была Кристина Сергеевна Кость. Тогда крепкая женщина была. По два куля муки сразу таскала. В лямке от «шишки» очень многое зависело.

Тянули илимки следующим образом. От илимки к берегу шёл трос метров сто длиной, мы его называли цинком. От «цинка» в сторону отходили поводки разной длины, к каждому поводку прикреплялась лямка из широкой бересты. Эти лямки мы надевали на себя. Вот «шишка» и должна была ровно идти, чтобы идущие сзади лямщики не ломали себе ноги о камни. Тут особое искусство надо было иметь и выносливость.

Особенно трудно было пройти Большой порог. Его длина – 7 километров. Все двадцать лямщиков из нашего каравана через пороги поднимали по одной илимке. Потом возвращались под порог, брали следующую илимку и тянули её.

Как тащили илимки через порог, и вспоминать страшно. Бывало, в лёжку лежишь и цеп­ляешься за каждый камешек, за каждую травинку…. За лето от Большого порога до Байкита или Усть-Камо мы делали по четыре-пять рейсов».

Фото: Из личного архива/ Из архивов семьи Гревцовых

В 1944 году Анфиса Стахеевна познакомилась с лоцманом Иваном Петровичем Серебряковым, проводящим караваны илимок от устья Подкаменной Тунгуски. После войны, в 1946 году, молодые обосновались на фактории Куюмба. Здесь Анфиса Стахеевна работала санитаркой в больнице, а в пору отпусков вместе с мужем они уходили в тайгу «белковать» и сдавали на заготпункт от 500 до 700 беличьих шкурок.

После переезда в райцентр Байкит она также продолжила работать санитаркой, затем разнорабочей коопзверопромхоза – после трёх лет «лямщины» она не боялась уже никакой работы и везде трудилась с полной отдачей. Награждена медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», удостоена звания «Почётный житель Эвенкии». Ушла из жизни в 1998 году.

Пережиток старого

Конечно же, живучесть «лямщины», а по сути – того же бурлачества, в Сибири уже в XX веке не могла не волновать и не возмущать современников.

Когда в 1938 году крупные суда во главе с теплоходом «Красноярский рабочий» впервые совершили рейсы на Подкаменную и Нижнюю Тунгуски, то именно на Подкаменной речникам пришлось прибегнуть к помощи лямщиков, так как суда смогли дойти только до Большого порога, а дальше грузы пришлось перемещать на илимки и тянуть их бечевой к месту назначения.

В том рейсе принял участие журналист и писатель Георгий Кублицкий. В вышедшей годом спустя в Красноярске книге «Рейс в Эвенкию (путевые заметки)» он делился такими мыслями о лямщине в Сибири: «…Неправда ли, даже само слово «лямка» кажется нам сданным в архив. Здесь, на Подкаменной Тунгуске, тяга лямкой сохранилась до наших дней. Здесь есть люди, считающие лямщину своей основной профессией.

Неприятно и стыдно писать об этом. Не уживаются рядом в представлении советского человека лямка и самолёт. Но писать об этом надо хотя бы для того, чтобы помочь раз и навсегда «окончить с этим пережитком старого».

Так со временем и произошло. Сейчас в Эвенкию, на обе Тунгуски, Подкаменную и Нижнюю, в весеннюю и осеннюю навигацию из Красноярска ходят мощные теплоходы, самоходные танкеры, без особого труда поднимающие вверх, против сильного течения этих рек, в Байкит, Ванавару и Туру десятки тысяч тонн грузов, так необходимых для нормальной жизни таёжных поселений. Но берега обеих Тунгусок помнят и хриплое дыхание лямщиков, и их нестройные песни в помощь себе, далеко разносимые эхом по речным каньонам…

Р. S: При подготовке очерка использованы материалы и фото из тома 6 книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (СПб., 1901 г.); с сайта Эвенкийского муниципального района; из «Сибирской газеты» от 13.05.1990; книги Георгия Кублицкого «Рейс в Эвенкию (путевые заметки)», Красноярск, 1939 г.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах