Примерное время чтения: 9 минут
236

«Убрать проблемы терроризма». Муфтий объяснил, почему нужно строить мечети

В миллионном Красноярске есть только одна мечеть.
В миллионном Красноярске есть только одна мечеть. / Татьяна Бахтигозина / АиФ

70% заповедей в разных религиях совпадают. Все они учат добру и миролюбию. Но под видом традиционных религий человеку могут навязывать идеи радикализма и терроризма. Как этого избежать, рассказал муфтий, имам Соборной мечети в Красноярске Гаяз Фаткуллин.

Когда люди согласны

Татьяна Бахтигозина, krsk.aif.ru: Гаяз Талгатович, православные скоро будут праздновать Рождество. А есть ли у мусульман праздник, связанный с рождением пророка?

Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Гаяз Фаткуллин: У нас, на самом деле, есть два самых больших праздника. Это Ураза Байрам и Курбан Байрам. Пятница – это праздник каждую неделю. А есть Маулид – это рождение пророка Мухаммада. Как в православии и католичестве Рождество. Дата этого праздника постоянно двигается. В 2025 году он выпадает на начало сентября.

В течение месяца или в течение года мы можем пророков вспоминать и читать молитвы. Поэтому у нас такой большой отдельной молитвы в этот день не будет, мы соберемся в течение месяца.

На Моулид мы можем ДК снять или в мечети собраться – чай попить, почитать песнопения. Но вот обязательного посещения, как на Уразу или Байрам, нет. Опять же, есть те, кто дома отметит, детям своим что-то испечет.

– Вы сказали, что около 30% жителей края – мусульмане. Когда в Красноярске появится вторая мечеть?

– Процесс идёт давно. Но успешен он будет тогда, когда начнём строительство. Пока идёт подготовка. Вот уже пятнадцать лет мы занимаемся этим вопросом. Но, например, на подготовку к строительству мечети в Енисейске (сейчас это культурный и исторический памятник) ушло 20 лет. А построили быстро – всего за пару лет.

Сейчас мы работаем, учитывая факторы, которые есть внутри страны и за её пределами. Есть объективные причины, которые препятствуют возведению. Но в Красноярске всё равно будет ещё одна мечеть.

– Почему нужна ещё одна мечеть, только ли потому, что негде молиться?

– Многие не совсем понимают, что мечеть необходима не просто как место, где бы люди молились. Она нужна для того, чтобы убрать проблемы экстремизма и терроризма.

Наш век – время быстрого и большого распространения информации. А когда недостаточно точек живого общения, где до людей доносят миролюбивые идеи ислама, будет развиваться, культивироваться радикализм, потому что у каждого в кармане есть телефон.

Наши мечети, молельни нужны для того, чтобы и детей защищать от этого. Чтобы сразу на подсознательном уровне они отсеивали всё негативное. Дети должны понимать, что вера, жизнь – это добро, как и любовь по отношению к себе самому и своим близким, соседям, стране, государству. Поэтому пытаемся эту точку зрения доносить, объяснять. Людей, понимающих это, становится больше – и в разных кабинетах власти, и среди населения.

Мудрость Всевышнего велика. Храм строится тогда, когда люди согласны.

– Много ли у нас в городе молельных комнат и безопасны ли они? Может ли там вестись вербовка в радикальный ислам?

– В больнице человек может подхватить инфекцию? Может. Но больница нужна? Нужна. Современное общество без больниц невозможно. То же самое относится и к храмам, и к молельным комнатам. Они оздоравливают.

По данным МВД, количество мигрантской преступности по стране – 4% от общей, а в крае – 0,8%, то есть меньше, чем в целом в России. И это результат деятельности управления мусульман Красноярского края, национальных диаспор и, конечно же, молельных комнат. Через них люди воспитываются, им прививается правильное направление, как нужно смотреть, как нужно понимать, мигранты более-менее социализируются. Но, конечно, любой человек может ошибаться. А молельни как раз помогают этих ошибок избежать. У нас в Красноярске четыре такие комнаты.

Все они находятся под нашим пристальным вниманием как управления мусульман и под вниманием силовых структур. В обязательном порядке мы ставим туда людей, которые отвечают за соблюдение законов Российской Федерации и внутриисламских законов. Контроль есть, и очень серьёзный.

Не терпеть, а понимать

– Несколько раз наблюдала, как человек расстилал коврик где придётся, и начинал молиться. Это приемлемо?

– Молитва предписана вам по времени, говорится в священном Коране. Поэтому на каждую выделяется определённый период, за который человек должен успеть помолиться. На ночную, например, – это промежуток 8–10 часов, есть в другое время и полтора-два часа. Лучше всего успеть в эти отведённые периоды.

Посланник Аллаха сказал, что молитва – опора религии. Именно ежедневная пятикратная, а не та, когда мы просим Всевышнего о чём-то. Она дисциплинирует человека, приучает к порядку, учит правильно строить свой график. То есть какими бы ты делами ни был занят, как бы себя ни чувствовал, встань на колени и помолись. И психологически, физически человек начинает себя чувствовать лучше.

Когда человек молится, он же никому не мешает, ущерба не наносит, не вредит. Люди разных религий выполняют свои обряды.

На мусульманские праздники мечеть всех не вмещает. Тысячи людей молятся на улице.
На мусульманские праздники мечеть всех не вмещает. Тысячи людей молятся на улице. Фото: АиФ/ Владимир Савельев

– На праздничные молитвы вокруг мечети собирается много мусульман, которые не помещаются внутрь. Как местные жители к этому относятся?

– Согласно паспорту, мечеть рассчитана на 400 человек. Но даже на обычные еженедельные пятничные молитвы приходит 2,5–3 тыс. человек. А иногда и больше – до 6 тыс. Понятно, мы не помещаемся не только в самой мечети, но иногда даже на её территории. Поэтому люди вынуждены молиться за её пределами.

Современные правила градостроительства говорят, что на трёх человек должно быть одно машино-место. То есть нам надо парковку минимум на тысячу автомобилей. Её, конечно, рядом с мечетью нет. Поэтому мы говорим людям, чтобы парковались дальше – возле ТРЦ «Июнь», рынка, приезжали на такси или автобусах – всем будет проще и лучше. Чтобы быть ближе к Богу, не обязательно парковать машину ближе к мечети. Всё это стараемся доносить, проводим работу, объясняем.

Мы выставляем свои патрули, волонтёров с повязками, как положено. Они знают, что делать, чтобы избежать пробок. Скорая должна к онкоцентру проехать, у людей должен быть доступ к своим домам. То есть молитва одного не должна мешать другим. Это принципиальный момент. И Мухаммад сказал, что у дороги есть свои права. То есть не молитесь на дороге. Она нужна для того, чтобы кто-то по ней срочно прошёл, передвигался и так далее. Если у тебя есть возможность, ты встань так, чтобы твоя молитва не была препятствием для передвижения или спасения жизни других людей.

Кто-то из молящихся может бумагу кинуть, мусор оставить. Но у нас есть люди, которые всё это сразу убирают, наводят порядок.

И польза для местных есть – обычная, бытовая. У нас же тут порядок, дисциплина, нет и близко алкоголизма или наркомании. Видеонаблюдение везде, к нам и правоохранители обращаются, если нужно.

Пророк сказал, что у соседа есть право на своего соседа, то есть мы обязаны хорошо относиться к соседям, насколько это возможно. Понятно, что хорошо не означает просто терпеть его, но принимать участие в его жизни.

Мечеть окружают многоэтажки.
Мечеть окружают многоэтажки. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Право выбирать и менять религию

– Как в исламе относятся к смене вероисповедания? Например, был православным, а потом принял ислам?

– Человек может принять религию, так же, как и отказаться от неё. Он может сменить конфессию, и это его право. И это не означает, что он предаёт прежнюю.

Сейчас достаточно много информации. Чтобы быть хорошим священнослужителем, просто знать божественные законы и один-два языка недостаточно. Нужно уметь разговаривать с людьми. К вере приводит Бог. То есть задача священнослужителя – сказать, объяснить, а человек сам принимает решение.

- Есть семьи, где у мужа и жены разная вера. Каким им быть с детьми? Какую веру должны принимать сыновья и дочки? А если вообще никакую не принимать, пока маленькие?

– В нашей стране, где исторически проживают представители и христианства, и буддизма, и ислама, и шаманизма, да и многих других, люди перемешались между собой, особенно во времена Советского Союза. Если в семье у мужа и жены разная вера, не надо воевать за детей. Покажите им каждый свою культуру. А когда он вырастет, сделает свой выбор. Но пока ребёнок растёт, он должен быть под защитой от разрушающих идей, то есть не должен быть предоставлен сам себе.

Ведь за тем, что дети падают из окон, залезают на электрички, стоят специальные люди. У них задача погубить детей. И чтобы такого с ними не случалось, нужно уже с детства прививать им идеи добра и миролюбия.

Досье
Гаяз Фаткуллин. Российский мусульманский религиозный и общественный деятель, муфтий, председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края, имам-хатыб Соборной мечети Красноярска. Родился в 1974 году в Дивногорске Красноярского края. После окончания школы служил в Забайкалье. Окончил Нижегородское исламское медресе «Махинур» и казанский Российский исламский университет. В 2001 году был избран председателем Совета мусульман Красноярского края, а в 2002 году – муфтием и председателем Единого духовного управления мусульман региона. Женат, двое детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах