Какой из дедов - настоящий?
Татьяна Антипьева, «АиФ на Енисее»: - Михаил Александрович, только что мы отпраздновали 69-ю годовщину Победы в Великой Отечественной Войне. Кто-нибудь из Ваших предков воевал?
- Самым ярким впечатлением детства о военных родственниках был образ моего деда Арсения Александровича Тарковского. Он был военным корреспондентом газеты «Боевая тревога», участвовал в боевых действиях. За взятие населенного пункта Брынь был представлен к боевому Ордену Красной Звезды. Был ранен и ему ампутировали ногу, потому что у него началась гангрена.
- Как думаете, способны нынешние молодые ребята совершить подвиги, равные подвигам наших дедов и прадедов, совершенным в Великую Отечественную Войну?
- Традиция русского героизма не прекращается. Подтверждение тому - история нашего современника воина Евгения Родионова и его товарищей. Это были простые солдаты пограничных войск. Они попали в плен в Чечне. Три месяца их мучили, заставляя предать Отечество и веру. Но они знали – если хоть на сантиметр отступят, их заставят стрелять в своих же. Они были зверски казнены. Причем Женю казнили в день рождения. От него требовали, чтобы он снял свой православный крест, он этого не сделал и его обезглавили живым. Образовалось целое народное движение – в память об этом герое, официально он пока не канонизирован, как святой, но в народе уже пишут иконы во его славу и сочиняют стихи, посвященные его подвигу. Кто бы что ни говорил: «Не такими мы стали»… Ничего подобного – героизм не истребить! Хотя у нас много раздора в стране, сейчас, когда к России присоединялся Крым, все распри местные на какой-то момент прекратились. Снова обнаружилось это великое единение внутри народа. Поэтому я уверен: есть люди, способные на подвиг, среди наших молодых людей. Те, кто интересуется этой темой, знают, что подвиг, подобный подвигу Евгения Родионова и его товарищей, далеко не единственный.
Как-то я нашим учителям на селе дал документальный фильм Владимира Васильева «Чувствую себя защитником». О двух молодых сапёрах, которые подорвались на фугасе в Чечне. Учительницы забоялись показать. Посчитали, слишком жестоко. Я считаю, это в корне неверно. Дети понимают гораздо больше, чем нам бы хотелось. Беречь их от таких вещей, как коренной патриотизм, любовь к родной земле, способность быть защитником ни в коем случае не надо! К этому надо приучать. Чем раньше мы начнем маленьких приучать к ответственности – тем лучше. Нас никто не берёг, и мы все воспитывались на военном материале, нам в начальных классах постоянно показывали военную хронику. И очень хорошо помню урок в школе, посвящённый конфликту с Китаем.
За Отечество, за веру!
- Вы затронули тему объединения российского общества. Как можно было бы сформулировать национальную идею для нашей страны сегодня?
- Это огромная работа, это серьезнейший политический и социальный проект. Идея служения Русскому Православному Отечеству, служение этой земле. Созидание, строительство во имя людей и народов, живущих на этой земле. Служение – как объединяющий смысл существования, как жизненная задача. Во имя памяти предков, которые костьми легли за эту землю. В советское время объединяющим идеологическим фундаментом был кодекс строителя коммунизма. Когда возникла перестройка – (все знают прекрасно, что она была срежиссирована на Западе) - заявлена была идея, никому особо непонятная: свободный рынок. Но идея свободного рынка мертва и бездушна – всего лишь технология экономики, она никак не может ни служить единению людей, ни быть целью человеческого существования.
Понятно, что идея созидательной сильной России не выгодна врагам Отечества, которые будут всеми силами и ухищрениями стремиться не допустить в России такую идеологию (я думаю последние события в ближнем зарубежье показали сомневающимся, как нас «любит» Запад) .
- Вот и получается, что в идеологическом смысле мы, россияне, будто в невесомости болтаемся.
- Не знаю, станет ли присоединение Крыма и изоляция России шагом в направлении к настоящему объединению общества. Президент себя повел мужественно в этой ситуации. Многие люди к нему повернулись, в него поверили. Сейчас переломный момент. Будет крайне обидно, если все затихнет и продолжится то разрушение основ, которое мы имеем и о котором столько говорено.
- А ведь, говоря о подвиге Евгения Родионова, Вы сказали, что он пострадал не только за Отечество, но и за веру…
- Но, увы, для многих православных россиян быть верующими означает лишь формально исполнять обряды…
- Дело в том, что в стране произошла трагедия – оказались перерезанными исторические жилы, связывающие поколения. Духовная преемственность, к сожалению, была прервана. Поколения прекрасных русских людей, которые были пахарями, строителями, защитниками Отечества, имели идеалы, оказались вне православного поля. И то, что мы видим сейчас – разрушение нравственных, духовных основ, - плоды этого процесса. Единственное, что мы можем – попытаться залатать эту дыру, зашить ее всеми возможными, посильными и непосильными способами. Восстановить целостность России – и духовную, и историческую. Прекратить дробить Россию во времени, прекратить искать противоречия в ее истории и сосредоточиться только на созидании и единении.
Покаяние за геноцид?
- В связи с Великой Отечественной Войной часто слышны восторженные реплики о Сталине: «Он подвиг совершил – войну выиграл!» Разве можно о нём говорить только в этом ключе, не упоминая об ужасающем геноциде, который был совершен против собственного народа?
Фигура Сталина – фигура противоречивая и драматичная, она не раз была предметом идеологических спекуляций как со стороны его ненавистников, так и ярых поклонников. Лично я ощущаю в себе глубокое желание разобраться в его фигуре. Все мы знаем о репрессиях, но с другой стороны именно в эпоху Сталина Россия стала сверхдержавой, и страна ценой величайших напряжений сумела создать противовес агрессивному американскому империализму.
Особенно меня возмущает, когда начинается препарировка нашего прошлого перед глазами «мировой общественности». Я считаю, что всё прошлое – какое оно ни есть - наше, и что настоящие патриоты и созидатели не ищут в своем прошлом противоречий, не разжигают в своём народе противоречий, а наоборот, ищут в истории то позитивное и объединяющее, что ведет этот народ к объединению и строительству. Бесконечное разоблачение самих себя, создание образа русского и советского народа как «тупого», ленивого», «пассивного» и т.д. – это работа западной пропаганды, которая под разными соусами и поводами на протяжении 20 лет льется в уши нашего терпеливого народа. Поэтому я предлагаю прекратить выискивать противоречия в себе и стравливать различные круги, сословия в России, а все силы сосредоточить на строительстве.
- Реалистично ли надеяться, что в один день хотя бы перед потомками людей, пострадавших от репрессий, российское государство покается, попросит прощения, как покаялась Германия за преступления, совершенные фашистами, Австралия – за преступления против аборигенного населения?
Есть великое правило: занимайся своей душой, своими обязанностями, с СЕБЯ требуй, а не с других. И ещё есть правило: не ищи раздора внутри своего народа, старайся объединить людей, а не разобщить.
Что касается КПСС – то это организация, состоящая из живых людей, и в КПСС были целые этапы, сменялись целые формации людей, поэтому, допустим, требовать у Г.А.Зюганова ответа за события 20 годов, за троцкистский беспредел и т.д. и т.д. – это абсолютно формальный и недальновидный подход, любой историк понимает насколько это сложно, а главное - бессмысленно.
Жажда диалога
- В своём новом фильме «Замороженное время» Вы сказали о мощной жиле русского народа. Как ее можно было бы пробудить в затюканных жизнью мужиках, ищущих адреналина в попойках или городских метросексуалах, совершающих «подвиги» в офисах?
- Ну вообще в нашем фильме речь шла о Енисее, как о великой объединяющей жиле, как символе геополитического единения западного и восточного начала в Русском мире. А что касается народа… вообще, наш народ как любой живой организм и что-то открывает, и в чем-то заблуждается, и переживает разные совершенно периоды. И есть у каждого человека личная составляющая – работа, семья, жизненная история. И есть то, что за скобками – то, что принадлежит уже человеческой общности. Это ощущение Родины, человеческого родства, литературы, музыки, живописи, кино, духовной жизни. И тяга к этой надличностной стороне заложена в каждом человеке, каким бы он ни казался замученным выживанием. И задача - помочь ему вспомнить эти основы, напомнить, что он не один такой в своей России, чтобы он почувствовал, что он нужен – другим таким же, как он.
И люди готовы к этому. Я в этом на 100 процентов уверен. Когда это будет, то и потребность ощущать эту общую жилу, будет расти, как аппетит.
- То есть, надо по телевизору показывать нормальных сильных мужиков, а не инфантильных запутавшихся парней в стыдном «Доме-2»?
- Это бесспорно. Я думаю, должен в стране стоять разговор. Непрекращающийся человеческий диалог руководителей или духовных людей с жителями страны. Телевидение для этого существует.
- Но ведь его-то нет! Только отрывочные сообщения, и те теряются в информационном хаосе.
- И вечный праздник. Непонятный. Мы ничего практически не созидаем, чтобы праздновать. Но ни в коем случае нельзя нос вешать. У каждого есть возможность проявить себя. И главное не ждать, что дядя поможет, а пытаться самому. Вот начнешь, тогда и дядя найдется.
Ключ к добру
- Удручает число детей-сирот. Только в одном Красноярском крае - больше 4000 деток воспитываются в казённых стенах. Что ж такое?! Ведь даже после Великой Отечественной солдатских сирот разбирали по семьям. Что в людях способно пробудить душевный трепет, движение доброты, чтобы малышей, да и подростков, разобрали по семьям? Ведь 4000 - не так уж и много для трехмиллионного края.
- Видимо, для того, чтобы решиться забрать ребенка из детского дома, нужен какой-то душевный поворот, душевный импульс, до которого нужно дорасти, может быть, дострадать. Просто так ничего не бывает. Вообще в людях очень много добра заложено, и надо найти ключ к этому добру. Вы замечали – вот отличные мужики, которые в случае чего встанут плечом к плечу или тебе последнюю рубашку отдадут – но они вот, допустим, в обычной мирной жизни кидают пластиковые бутылки в Енисей. Почему? Может быть, потому что они просто никогда не задумывались о том, насколько важно самому не устраивать помойку, хотя остальные вокруг тебя её устраивают. Это вопрос принципа: есть ли смысл в добре? Есть ли смысл в том, что вместо 100 бутылок в Енисей полетят 99? Моя, сотая, не полетит.
Ответ из бездонных русских небес
- И деревенские жители, и неравнодушные горожане, бывающие в селах, в один голос кричат: деревня в России гибнет. По Вашему мнению, это так? И если да - что-нибудь способно остановить гибель российской деревни?
- Процесс разрушения деревни начался достаточно давно, и у этого есть и объективные причины (рост городов) и субъективные (плановая индустриализция, и государственные решения вроде укрупнения). Процесс этот длительный, сложный, и главное, что он вызывает опустошающее чувство потери, когда мы видим исчезновение целого уклада. В наши дни особенно остро мы это прочувствовали во время последнего затопления Ангары. Это те процессы, с которыми на каждом шагу сталкивается чувствующий и думающий человек, это боль, страдания, когда рушатся уклады, целые части русского мира, его основы. Эти процессы на протяжении многих десятилетий волновали умы русских мыслителей. И не один из этих людей стоял по-над крутым берегом Батюшки-Енисея или другой великой реки и кинув в бездонные русские небеса крик отчаяния: Почему? За что? И с горечью отвечал сам себе и современникам: Нет мне ответа!
Какой может быть ответ, когда потери ужасающие. Как сохранить? Как спастись от разрушения? И вас спрашиваю? Как???