Сводки красноярских наркополицейских трагичны. Только в прошлом году в нашем регионе они изъяли почти тонну наркотиков. Причём если марихуаны и героина в обороте стало меньше, то так называемых синтетических наркотиков («спайс», «соль», JWH) - в четыре раза больше. А на эту отраву нового поколения подсаживается в первую очередь молодёжь. На распространение психотропной дури работает целая индустрия - и если не выстроить заслон всем миром, мы проиграем эту войну.
Синтетикой торгуют через сеть, предлагают возле школ, профучилищ и даже на дворовых площадках. Наркодилеры, как хорошие маркетологи, чётко заточены под потребителя. Их обучают профессионалы, проводят целые мастер-классы, на которых объясняют, как вести тот или иной регион, работать с подростками. Причём в преступный бизнес вовлекают молодёжь - у ровесников дурь быстрее раскупают.
- Мне сейчас 23 года. Наркотики первый раз попробовал в 16 лет. Хотя думал, что вообще никогда колоться не буду, потому что у меня брат наркоман. Я смотрел на него, и у меня это отвращение вызывало. Он умер два года назад, ему было всего 32 года. Чтобы достать деньги на очередную дозу, совершил преступление. В тюрьму попал уже ВИЧ-инфицированным, болезнь его там и съела. Почему всё-таки подсел? Просто в определённый момент делать нечего было, вечером сидели с друзьями, и кто-то предложил: «Может, возьмём, попробуем?» Барыга жил рядом. Через год уже систематически употреблял.
Дмитрий просит не называть его фамилию. Второй год он находится в реабилитационном центре, не колется сам и помогает справиться с зависимостью другим.
- Что меня остановило? Я увидел, как в один миг постарела мать, похоронившая сначала старшего сына и теряющая второго. Она не хотела жить. И я понял: если не остановлюсь, потеряю самого дорогого человека. И никогда потом себе этого не прощу.
Спайса стало больше
- Только с начала этого года полицейские задержали 62 несовершеннолетних, которые распространяли наркотики, а это почти на треть больше, чем в прошлом году, - рассказывает Эдуард ЯГОВДИКОВ, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактикиУФСКН по краю. - Наркотик дешёвый, нужен в небольших дозах - всё это делает его невероятно доступным.
Последствия такой доступности ужасают. Приём синтетических наркотиков, к которым относятся «спайс» и «соль», вызывает сильный психоз, который может повлечь суицид или сильное расстройство психики.
- Самое главное - привыкание очень быстрое, доза растёт невероятными темпами, - рассказывает Елена КИСЕЛЁВА, главный врач КГБУЗ «Краевой наркологический диспансер № 1. - Раньше мы говорили про дезоморфин, употребляя который, больной гнил и погибал за год-два. Но даже в этой ситуации у некоторых получалось сбить дозу. Здесь никак не собьёшь, количество наркотика будет только расти. Поэтому гибель наступает очень быстро.
Увлечь детей
В редакции «АиФ на Енисее» накануне Международного дня борьбы с наркоманией прошёл круглый стол. Представители Управления наркоконтроля по краю, лидеры общественных организаций, казачий атаман и депутаты обсуждали, как оградить молодёжь от наркотической дури. Все собравшиеся противостоят этой отраве. Но нужна система борьбы с наркоманией. И в неё должны быть включены не только полицейские, но и родители, профессиональные педагоги, психологи, просто граждане, которым это не безразлично. Важно с подростками говорить на их же языке. И здесь важную роль могут сыграть различные субкультуры. Так, в крае сейчас сильно объединение тех, кто занимается воркаутом, - по сути это уличная гимнастика. Все эти па на перекладинах просто несовместимы с вредными привычками. А главное, что подросткам не навязывают какие-то принципы здорового образа жизни, ребята делают то, что им нравится. А на плохое у них просто нет времени.
- Ребята с нами занимаются по 9 тренировок в неделю. У нас есть сборная, которая нигде не зарегистрирована, но ездит в другие города, выступает на соревнованиях. Мы принимаем участие в различных городских праздниках. Ребята стремятся вступить в эту сборную, - говорит Артём МИХАЙЛОВ, президент Федерации воркаута Красноярского края.
Родительский контроль
Детям нужно дать такие нравственные устои, чтобы у них даже мысли не было попробовать наркотики. Вопрос, как это сделать? [
В этой ситуации важна и бдительность родителей. Мамы и папы должны жить жизнью ребёнка, знать о нём все.
- Я рос в многодетной семье. В 90-е годы мне было 15-16 лет, - вспоминает Максим МУХАМЕТДИНОВ, председатель молодёжного совета при Управлении ФСКН по Красноярскому краю, помощник митрополита Красноярского и Ачинского. - То окружение, мои друзья… У нас была тотальная наркотизация, и я скорее должен был стать наркоманом, сидеть на зоне, как большинство моих товарищей… Но мои родители со мной всегда разговаривали, аккуратно прощупывали мои настроения. Однажды, когда никого не было дома, я много часов просидел за компьютером, глаза стали красными. Родители меня долго пытали: «Ты курил, употреблял…» - кое-как их переубедил. А были случаи во дворе, когда родители находили своих детей в подвале, умерших от передозировки, - только тогда они узнавали, что ребёнок был наркоманом. Я таких своих товарищей хоронил… Как надо жить в одной квартире со своим ребёнком, чтобы не понимать, что он наркоман?
Война объявлена давно. В том числе против наших детей.
У противников ресурсов гораздо больше, в том числе в структурах образования, науки и так далее. Каждая молодёжная общественная организация, которая занимается профилактикой наркомании, каждая семья, которую коснулась эта проблема, выживает в отдельности. У нас нет, к сожалению, слаженной системы борьбы с наркоманией, о ней мы только мечтаем. Против кинжала должна быть хотя бы палка резиновая. У ребёнка должен быть выбор: где он получит реальный кайф - употребляя наркотики или прыгая с парашютом. Я считаю, что сегодня не у каждого подростка есть выбор. Мы в беспомощном состоянии. И я хожу в полицию, каюсь, когда мои подопечные попадаются на драке с теми, кто распространяет наркотики.
Но любой подросток должен научиться говорить нет, в том числе и взрослому, в том числе и уважаемому. Это сложно, могут быть проблемы. Но себя надо защищать, уметь отстаивать свои права, иначе могут сломить.
Николай Жаров, руководитель молодёжного военно-спортивного технического центра «Патриот»
МНЕНИЕ ФЁДОРОВА
Квота доверия
У нас был случай, когда парень, состоявший в нашей организации несколько лет, начал употреблять. Никто не застрахован. Говорить, что благополучный зонтик мы раскроем и не будет капать…
Ребёнок абсолютно беззащитен перед этой жёсткой системой. Только внутренний стержень спасёт. А здесь должна работать в первую очередь семья. Мы помощники семьи, по большому счёту. То, что раньше делала школа… К сожалению, сейчас школа - реализатор общеобразовательных услуг. Кроме дополнительного образования, где ещё есть энтузиасты-педагоги, и общественных организаций ребёнку податься некуда, он предоставлен сам себе. Но с родителями не у всех доверительные отношения. И здесь наша задача - прикрыть эту сторону и создать какую-то квоту доверия. Ребёнок не должен оставаться наедине со своими проблемами. Он делает неверный шаг, запутывается, и дальше уже сам этот клубок раскрутить не может.
Дмитрий Фёдоров, руководитель красноярского регионального отделения «Братство православных следопытов»