ОБЩАЯ ПРОТЯЖЁННОСТЬ ОСНОВНОГО ПУТИ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ МЕЖДУ СТАНЦИЯМИ ТАЙШЕТ И СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ - ПОЧТИ 4 300 КИЛОМЕТРОВ. В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТЫСЯЧИ ИЗ НИХ УЧАСТВОВАЛ КРАСНОЯРЕЦ ФЁДОР ЮСТУС - ОН ПРОШЁЛ ИХ ПЕШКОМ.
ЖЕЛАНИЕ ПОЗНАТЬ НОВОЕ
В 1972 году Указ правительства СССР дал старт формированию отрядов строителей на БАМ - ввиду военно-стратегических расчётов стране нужен был северный дублёр Транссиба, да и доступ к нефти, природному газу, золоту, слюде, железной руде, каменному и бурому углю, лесу. Энергичная молодёжь со всего Союза отправилась торить рельсовый путь через болотную марь, горы и тайгу. Кого-то привлекала возможность отработать 2-3 года и получить автомобильный чек - иначе купить машину в СССР было нереально. А бамовец с чеком получал четырёхколесного помощника по первому запросу.
Но Фёдор Юстус, 25-летний старший лейтенант, недавний выпускник Ленинградского высшего командного училища железнодорожных войск, ехал за другим: «К тому времени я три года отслужил в Ярославле на хорошей должности. Территория огорожена, вся работа понятна: там войска, тут маршируем, учимся, тренируемся. Ничего непредсказуемого. Мной двигало желание познать новое».
ОДИН НА ОДИН С ЛЕСОМ
В этом году в сентябре Фёдор Давыдович отмечает знаменательный юбилей - ровно 35 лет назад, также в начале осени, началась его бамовская история.
Это сейчас он занимает уютный кабинет Красноярской дирекции железной дороги, а тогда, в 360 км от Тынды, он был один на один с лесом. Высота сосен достигала 20 метров, так что снизу могло быть и неба не видно, и никто, кроме диких зверей, прежде в новом месте его службы не ступал. За месяц со 120 солдатами ему предстояло возвести временное жильё для 300 будущих строителей магистрали. Началось всё с происшествия! Молодые парни, ошалев от богатств таёжной кладовой, сразу же по приезде объелись свежих грибов… и слегли с дизентерией. Лекарств с собой не было - ситуацию спасали хлоркой. Обработали всё, что можно было обработать, ею же заболевшие умывались, хлорную воду, вслабой концентрации, даже пили. На следующее утро все были в строю и занимались заготовкой, распиловкой леса (в первое время - пилами-двуручками!), раскряжёвкой...
Из 3- и 6-метровых брёвен поднимали палатку на высоту 2-2,20 м. Сверху натягивали тентовую палатку, внутрь ставили печь. Возле неё грелись в самые лютые зимние месяцы, когда при температуре минус 55 градусов по Цельсию главное - выжить. Снег выпадал на 3-4 метра. Его использовали в качестве утеплителя. А в минус 40 могли и начать работать. Фёдор Давыдович вспоминает, что при такой температуре ему на улице во время работы частенько даже жарко бывало.
ЖЕРТВЫ СТРОЙКИ
Все годы бамовской стройки Фёдор Юстус возглавлял подразделение, основными задачами которого были расчистка просеки, валка, распиловка леса, подготовка его к строительству.
Фёдор Давыдович один из первых перевёз сюда супругу с маленьким сыном. Сослуживцы дивились: как это жена поехала в дальневосточную глушь из Ленинграда, да ещё с ребёнком! Семейных офицеров переводили из общих палаток на 20 человек в вагончики: шириной 2,5 м, длиной 10или 14 м.
Большую часть времени работали. На 20 км в округе не было дорог. Единственная река поблизости - Зея, её основное русло сравнимо по ширине с Енисеем. Единственное развлечение в редкий выходной - поездка в эвенкийский посёлок по зимнику. Офицеры выкупали у коренных жителей соболей да чернобурок - за водку.
«Скажу честно: нас всё устраивало. Была высокая зарплата. Я, молодой лейтенант, получал 330-350 рублей. Мы получали хорошие вещи, одежду, продукты. На Новый год апельсины, мандарины - ящиками. Раз в год всей семьёй уезжали в отпуск на юг, в санаторий», - вспоминает глава семьи.
Великая стройка, однако, не обходилась без человеческих жертв. Фёдор Давыдович с болью вспоминает о гибели нескольких человек. Один утонул в Зее 7 ноября, когда лёд в реке ещё не замёрз до безопасной толщины, а он отправился на другой берег. Льдина треснула, и человека поглотила вода. Жизни двух молодых парней также унесла река - уже другая. Водитель крана 8Т на базе «Урала» не справился с управлением - кран упал с моста, перевернулся на кабину, и ребята остались внутри… Не смогли открыть двери - захлебнулись. Одна смерть лишила Фёдора Юстуса престижной государственной награды - премии Ленинского комсомола. Все документы уже находились на утверждении наверху, но произошёл несчастный случай. Один из подчинённых, злоупотребив алкоголем, не дошёл до палатки - заснул и замёрз.
«БОЛЬШЕ НЕ ПОЕДЕМ!»
Галина Николаевна, супруга Фёдора Давыдовича, называет время на БАМе лучшей порой в жизни - ведь и праздники, и проблемы строители переживали вместе. «Наши дети не посещали театры и музеи. Но они ходили на лыжах, катались на санках. И 30-40 градусов мороза для них нипочём», - рассказывает глава семьи.
Старший сын, пока был маленький, рос рядом с родителями, а вот среднее образование ему пришлось получать в разных местах. Бывало, папу переводили в такую глушь, где школы и поблизости не было. Тогда сын учился у дедушки и бабушки в Старых Руссах, под Ленинградом. Потом родители переезжали туда, где школа была - забирали его к себе. К 11-му классу парень сменил 10 учебных заведений. Ирония судьбы: все годы основной службы строивший дома для других, к выходу на пенсию Фёдор Давыдович собственного жилья не имел.
После БАМа семья перебралась в Карабулу - строить железнодорожный городок. Глава раздумывал, не принять ли приглашение в Волгоград, но… супруга стала протестовать. Как бамовцы, они вот-вот должны были получить собственную квартиру в Красноярске. А на новом месте им опять предлагали служебное жильё. Супруга тогда сказала: «Хочешь - езжай, мы с детьми больше никуда не поедем».
В 90-е годы, правда, муж и жена задумались о переезде в город их юности, теперь ставший Санкт-Петербургом. Отпугнули бандитские разборки. Остались в городе на Енисее. И позже, когда все родственники Фёдора Юстуса переехали в Германию и стали звать их к себе, семья покидать Сибирь отказалась - настолько успели с ней сродниться.
Фёдор Давыдович, хоть и пенсионер, а дома не сидит. Работает на разных должностях на Красноярской железной дороге. По случаю торжественного празднования юбилея БАМа минувшим летом он награжден медалью министерства транспорта «40-летие БАМа».
С железной дорогой семья Юстус, похоже, сроднилась накрепко: старший сын Фёдора Давыдовича выбрал себе профессию железнодорожника и теперь также работает в Красноярске.