Владельцы автозаправочных станций обратились с открытым письмом к региональным властям. И просят вмешаться в ситуацию – оптовые продавцы выдавливают с рынка розничных продаж местные независимые компании.
На грани выживания
«Занимая на розничном рынке Красноярска долю в районе 30%, а в опте, по сути, монопольное положение, ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании, которые ведут деятельность по всей цепочке производственного процесса, от добычи до продажи в розницу. - Ред.) создают условия, при которых независимые владельцы АЗС балансируют на грани выживания», - пишут они в обращении.
В начале года значительно выросла стоимость бензина на бирже: за последний месяц Аи-92 подорожал на 8% за тонну, Аи-95 - на 5%. «Но в Красноярске розница почти не растёт. А всё потому, что ВИНКи являются основными поставщиками нефтепродуктов в Красноярском крае, повышая оптовые цены, они искусственно сдерживают стоимость розницы на своих АЗС», - говорит Евгений РЕШЕТНИКОВ, президент союза владельцев автозаправочных станций. По словам эксперта, чтобы нормально существовать, поддерживать инфраструктуру, выплачивать зарплаты сотрудникам и соблюдать все необходимые нормы и правила эксплуатации автозаправки, торговая наценка должна составлять 18%, а в Красноярске в последние несколько месяцев она была 5-8%.
По негативному сценарию
Сегодня, по данным частной исследовательской структуры Thomson Reuters Kortes, стоимость бензина в Красноярском крае самая низкая в стране - 33,34 рубля за литр Аи-92, в то время как в целом по России средняя розничная цена в январе составила 35,61 рубля за литр.
«Да, сегодня мы можем пох-вастаться низкими ценами, поскольку они искусственно сдерживаются, чтобы создать местным операторам условия, не совместимые с жизнью. Они уйдут с рынка, и мы увидим наценку. Мы повторяем историю Иркутской и Кемеровской областей, южных и центральных районов России. В этих регионах передел рынка практически завершён, и имеет место свободное, бесконтрольное установление цен, без учёта специфики экономической ситуации в регионе».
Так, в Кемеровской области была продана региональная компания «Кузбасснефтепродукт». Теперь губернатор Аман Тулеев вынужден просить российское правительство остановить рост цен на бензин. Напомним, что в настоящее время и в крае обсуждается ситуация с предстоящей продажей «Красноярскнефтепродукт», 77% акций которого принадлежит региону. Сейчас в качестве основных покупателей рассматриваются ВИНКи.
«Если купит акции одна из двух крупных компаний (мелкие такую покупку просто не потянут), то произойдёт монополизация рынка, и именно они будут диктовать ценовую политику», - считает Егор ФРОЛОВ, куратор Красноярского отделения Федерации автовладельцев России.
«Владельцы независимых АЗС обвиняют в захвате рынка вертикально интегрированные нефтяные компании, в нашем регионе их две, и контрольный пакет акций их находится в собственности государства. Владельцы частных АЗС по сути обвиняют государство, - считает Владислав ЗЫРЯНОВ, депутат Заксобрания. - И я не завидую УФАС, тоже государственной структуре, которая в этой ситуации находится между молотом и наковальней. К сожалению, у региональной власти нет особых рычагов, чтобы влиять на ситуацию».
Мнение власти
«Я за то, чтобы на этом рынке не было монопольного положения ни у кого. И то, что в Красноярском крае есть немало независимых операторов, - это нормально, - говорит Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, губернатор Красноярского края.
- Им непросто выстраивать свои отношения с крупными нефтяными компаниями, которые стараются развивать свои фирменные сети. Но оптовый рынок нефтепродуктов хорошо организован, есть открытая биржа, здесь всегда можно найти предложения. На территории региона много терминалов, где можно продавать горючее из нефтепроводной системы, проходящей через край. Есть предложения от нескольких небольших предприятий из других регионов. Поэтому крупные предприятия не могут жёстко диктовать свои цены.
С другой стороны, цена, которая формируется у крупных продавцов и КНП, его доля на рынке почти 20%, отражает реальную стоимость горючего. Когда говорят, что где-то цена ниже, всегда нужно смотреть на качество.
Край много потребляет, у нас проводится северный завоз, есть собственная авиакомпания, сельхозтоваропроизводители вскоре начнут подготовку к весенним работам, и это будет большой закуп. Здесь рынок интересный, привлекательный, и компании должны работать очень эффективно. А у КНП есть серьёзный запас горючего, который позволяет нам планомерно и спокойно вести дальнейшие оптовые закупки».