Примерное время чтения: 9 минут
2926

Благотворительный шантаж. Кто контролирует добровольные родительские взносы

«АиФ на Енисее» № 14 (1899) 05/04/2017
Мы сами прокладываем дорожку к платному образованию.
Мы сами прокладываем дорожку к платному образованию. / Станислав Ломакин / Коллаж АиФ

Каждый, у кого дети ходят в детский сад или школу, знает, что такое благотворительные взносы. Деньги просят на всё: на ремонт, покупку мебели, игрушек, канцтоваров…схема для взыскания средств продумана безупречно. Ведь сбором денег занимаются родительские комитеты, что даёт право чиновникам утверждать: «Какие поборы? Взносы инициируют сами взрослые». В ситуации разбирались корреспонденты «АиФ-Красноярск».

Платить или нет?

Согласно результатам опроса «АиФ на Енисее», больше половины жителей края не согласны с поборами, но платят из страха, что отказ или жалоба могут негативно сказаться на отношении к ребёнку. Единичные случаи, когда родители всё-таки осмеливаются сообщить о незаконных поборах в контролирующие органы, всё же есть.

В январе этого года в прокуратуру пожаловалась мама одного из воспитанников Красноярского кадетского корпуса им. А. И. Лебедя, с которых требовали ежемесячно сдавать деньги на нужды роты и взвода и вели учёт тех, кто не платил. После проверки выяснилось, что протоколы проведённых собраний, где обсуждались вопросы оказания материальной помощи, не оформляли и договоры пожертвований с родителями не заключали. Закончилось всё тем, что двух руководителей корпуса привлекли к административной ответственности.

За последние годы за поборами стали серьёзно следить сверху. И тут с точки зрения закона всё однозначно - детские сады и школы не могут требовать с родителей денег. Но всё же многое зависит от конкретного учебного заведения. Юлия К. рассказывает, что они сдают ежемесячно 400 рублей в детский сад Свердловского района: «Никто напрямую плату не требует, но недавно заявили: дети тех, кто меньше платил, на следующий год перейдут в группу, где ремонта не было». Елена Басалаева говорит, что у них в детском саду в Октябрьском районе хоть взносы и есть, но санкций никто не применяет: «Я одна воспитываю двоих детей и совсем не сдаю, никто даже не спрашивает, и отношение к детям хорошее». А в детском саду № 295 в Центральном районе и вовсе обходятся без взносов, на входе в учреждение висит объявление, что поборы запрещены. При этом нет покосившихся заборов, и игрушек у детей достаточно. 

«Родительская мафия»

Закон запрещает собирать взносы учебным заведениям, но никто не запрещает это делать родительскому комитету. И тут, как говорится, просыпается «мафия». Всё зависит только от того, насколько адекватно ведут себя мамы и папы в каждом конкретном случае. 

«На Новый год администрация школы предложила пригласить Деда Мороза из театра оперы и балета, который за три дня работы по паре часов просил 70 тыс. рублей. Мы, конечно, были против, и одна из мам предложила своего - за 6 тыс., - рассказывает Екатерина Т. - Согласились, но позже женщине один на один с заведующей пришлось выслушать много неприятных слов». 

Никаких правил, которые бы регулировали фантазию и запросы родительского комитета, нет. Равно как нет и механизмов, способных заставить кого-то принимать в этом финансовое участие. Тем не менее идти против коллектива всегда трудно, особенно когда речь идёт о детях и деньгах. 

«Недавно узнала, что мы собираем на перегородки в туалете, причём сумма была изначально расписана между всеми родителями. Когда я стала возмущаться, так как не давала согласия на это, более того, не считаю, что в этом есть необходимость (у мальчиков и девочек и так отдельные туалеты - в наше время вообще все вместе на горшках сидели), мамочки обрушились на меня: «Вам денег на ребёнка жалко? Сейчас везде приходится платить, вы же для себя рожали, а не для государства. Привыкайте, всё только за деньги покупается, а ваша правда никому не нужна», - рассказывает Вера Б., жительница Свердловского района.

Получается, мы сами своими руками мостим дорожку к тому, чтобы у нас стали платными образование, медицина и прочее. Но для чего тогда платим налоги? Чтобы кормить армию чиновников? Более того, мы показываем пример детям, как не стоит бороться за свои законные права и что сила не в правде, а в толщине кошелька.

Если родитель не хочет оказать помощь образовательному учреждению, то он имеет полное право не делать этого, даже если решение о пожертвовании принималось на заседании органа само­управления образовательного учреждения, - говорит Марина АВЛАСЕВИЧ, начальник отдела главного управления образования Советского района. - Их решения носят рекомендательный характер. Если красноярцы сталкиваются с давлением либо не получают информации о расходовании пожертвований, им необходимо обратиться в главное управление образования. По заявлениям родителей в школах будет проведена проверка. Собирать средства могут только сами родители или представители благотворительных фондов.

В фонде, как в банке

В некоторых образовательных учреждениях сборы с родителей поставлены на поток. А деньги хранятся в специально созданном благотворительном фонде. Самый крупный из них - Благотворительный фонд попечительства об образовании Советского района. 

Кстати
Подобные фонды попечительства также созданы в Енисейске, Лесосибирске и Канске.

По информации Светланы ФИЛОНЕНКО, исполнительного директора фонда, сегодня его участниками являются 25 образовательных учреждений района. И в управлении образования Советского района, и в самом фонде заверяют: всё законно. «Утверждается благотворительная программа. Образовательное учреждение на родительском собрании принимает решение и вступает в эту программу (а по сути принимает решение хранить все свои сбережения в фонде, как в банке. Только проценты за это получают не родители, а фонд в виде платы за свои услуги. - Ред.)».

При этом в официальном ответе на запрос «АиФ на Енисее» в управлении образования ответили, что благодаря деятельности благотворительной организации «отпадает необходимость в выборе казначея среди родителей, фонд берёт на себя материальную ответственность за расходование средств».

А вот благотворители придерживаются другого мнения. «Фонд не контролирует, на что тратятся деньги, - пояснила Светлана Филоненко. - Образовательное учреждение назначает своего казначея, и общим голосованием принимается решение, куда расходовать денежные средства. Школам и детским садам недостаточно тех средств, которые выделяются из бюджета. Поэтому обращаются за помощью к родителям. Чтобы внебюджетные средства можно было легализовать, и создана благотворительная организация».

Зарплата посредникам

Многие родители сдают деньги и даже не подозревают, что таким образом финансируют работу ещё одной организации. Закон о благотворительной деятельности говорит о том, что 80% поступлений должны идти на непосредственное исполнение её программ. До 20% - на материально-техническое обеспечение фонда. «У нас 4-6% от вложенных средств учреждения платят фонду, - пояснила Светлана Александровна. - Бухгалтер, который обслуживает счета, документы, составляет договоры, тоже должен получать зарплату». 

Некоторые школы и детские сады выставляют на сайты публичный финансовый отчёт о своей деятельности. В этом документе отражается и плата благотворительному фонду. Так, в школе № 150 в 2014-2015 учебном году с родителей собрали 1 млн 637 тыс. рублей. Из них фонду заплатили 90 тыс. 615 рублей. В школе № 151 за 2015-2016 учебный год родители сдали 2 млн 11 тыс. рублей. 131 тыс. из них досталась фонду. Школа № 152 в том же учебном году отдала фонду 88 тыс. рублей. Несложно посчитать, что можно было бы приобрести для этих школ, если бы пожертвования пошли в дело, а не на зарплату посредникам.

Каким должен быть союз школы и семьи

Родительские взносы всегда будут камнем преткновения в обществе, потому что между образовательными учреждениями и семьёй стоят товарно-денежные отношения, а не ответственность за будущее нации.

«Я считаю, что государство должно по максимуму оплачивать пребывание ребёнка в учебном заведении, - говорит Александр НИКУЛИН, многодетный отец, член Краевой общественной организации «Институт семьи» и Гражданской ассамблеи Красноярского края. - Все знают, что советская система образования была лучшей, это признало даже ООН, а мы перенимаем западные стандарты, в том числе перекладывая часть финансового обеспечения школ на родителей. Дети - это будущее страны, и какое образование мы даём им сейчас, такой и будет Россия через 10-20 лет. 

Считаю, что государство должно полностью обеспечивать весь образовательный процесс, а родители - давать средства точечно: посадить цветы, сделать интересный стенд, организовать экскурсию. То есть родители помогают детям, а не школе и государству. Но реалии нашей жизни таковы, что ни со стороны государства нет понимания, что надо вкладываться в детей, ни со стороны родителей. Финансирование с каждым годом всё меньше, и это очень заметно.

И школам, и садам не хватает материально-технической базы, и они вынуждены брать с родителей. Но хотим ли мы участвовать в жизни школы и сада, если даже на собрание ходят 30-40%? Иногда проще сдать взносы и быть недовольными «поборами», чем разбираться, как живёт школа. В каком она состоянии и сколько сил тратится педагогами, администрацией, родительским комитетом, чтобы её содержать в том виде, в котором она есть сейчас. Мы хотим потреблять, а сами дать ничего не хотим. И пока мы не станем сами проявлять участие в жизни школы и сада, мы не сможем воспитать ответственность в детях».

На что жертвуют родители?

Как уверяют в администрации, на всё необходимое для нормального существования садов и школ и детей в них государство выделяет деньги. На что же могут быть потрачены добровольные пожертвования? 

Услуги вневедомственной охраны:

Школы и детские сады обязаны обеспечивать режим, исключающий бесконтрольное передвижение посторонних людей, но бюджетом преду­смотрен только вахтёр, контролёр на входе, который ведёт учёт. Если родители решили воспользоваться услугами охранной фирмы, они заключают с ней договор за свой счёт.

Дополнительные занятия:

Большинство дополнительных занятий в учреждениях проводятся бесплатно. Однако есть и выходящие за рамки федерального образовательного стандарта, и тут родители решают сами, водить ли ребёнка на кружки и секции.

Фонд класса или группы:

Эти средства идут, например, на приобретение запасных тетрадей или ручек на случай, если ребёнок забыл школьные принадлежности дома, покупку воды для кулера или небольшие подарки для детей-именинников.

Ремонт и оснащение учреждений:

В администрации заверяют, что на необходимый ремонт деньги выделяются в полном объёме, но если родители хотят улучшить инфраструктуру, то это делается за их счёт.

Кстати
В Красноярском крае, по данным министерства образования, 1149 детских садов всех форм собственности, которые посещают более 150 тыс. детей. В них трудятся 34 тыс. работников, из них более 16 тыс. - педагоги. В 1118 школах (в том числе 15 вечерних, 133 филиалах) региона учатся около 300 тыс. человек, 10,5 тыс. учеников - в 75 краевых учреждениях образования, и 8 негосударственных учреждений посещают около 900 детей. Кроме того, к 447 школам ежедневно на автобусах подвозят свыше 18 тыс. детей. В Красноярском крае 23 тыс. учителей, из них 98,1% - женщины. Средняя заработная плата учителя - 20 тыс. рублей, воспитателя - 16 тыс. рублей (данные сайта по поиску работы «Труд» за март 2017 года).

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах