Примерное время чтения: 10 минут
12601

Дирижёр оркестра «Дети». Каким запомнился Борис Грачевский красноярцам

Создатель «Ералаша» приезжал в Красноярск в последний раз 10 лет назад.
Создатель «Ералаша» приезжал в Красноярск в последний раз 10 лет назад. "Студия Ералаш" в Красноярске

Искренний, глубокий, разносторонний, начитанный, галантный, живой – таким он остался в памяти тех, кому выпал счастливый билетик пообщаться с ним вживую. Это интервью было записано в 2010 году, именно тогда в Красноярск последний раз приезжал Борис Грачевский.

Шуточный кастинг

Встреча в том далёком 2010-м состоялась в кинотеатре «Дом кино». Конферансье, юморист, педагог, дирижёр оркестра с названием «Дети» легко, без усилий полтора часа держал внимание ребятни. Они и хохотали до слёз, и замирали в полной тишине на несколько секунд. Не обошлось и без шуточного кастинга.

Борис Юрьевич продемонстрировал, каким образом подбираются дети для съёмок. Конечно, это была несложная импровизация, но и дети-участники, и дети-зрители поняли, как нелегко попасть на экран. Ребятам надо было прочитать одно и то же стихотворение (помните незатейливые строчки: «Муха села на варенье, вот и всё стихотворенье»). Но сделать это нужно было, представив себя в определённой ситуации. Тимофею – как герою-победителю мух, Насте – как очень сентиментальной, плаксивой, очень жалеющей сироток-мух девочке, Саше – как человеку, которому изрядно надоели эти жужжащие насекомые, и ему постоянно приходится от них отмахиваться. И сами задания, и комментарии их выполнения были смешнее, чем самый смешной анекдот. Но ребятам и этого хватило, чтобы понять: быть актёром «Ералаша» нелегко!

И всё равно на вопрос, не пропала ли охота сниматься в киножурнале, звучало дружное: «Нет!». Тогда Грачевский рассказал историю съёмок одного из первых выпусков «Ералаша», где брат кормил сестру манной кашей. Хронометраж картины – три минуты. Снимали три дня. И всё это время героине пришлось есть манную кашу. С тех пор (а девочка уже давно взрослая женщина со своими детьми) манку она ненавидит. Другому мальчику пришлось падать в колодец с высоты трёх метров. Друг его так шутит, подтяжки отпускает. Чтобы мальчик не простыл, воду в колодце подогревали. Однажды перестарались. На пятом падении мальчик выскочил из воды как ошпаренный, потому как нескольких градусов не хватило, чтобы ему таковым стать. Вы думаете, эти рассказы успокоили детей? Нет! Они раззадорили их ещё больше, да и те взрослые, которые были в зале, уверена, пошли бы, нет, побежали бы сниматься в новой серии «Ералаша», если бы маэстро хоть одним пальцем поманил их.

Пусть «совок», но они гордились…

Елена Бухтоярова: Борис Юрьевич, вы уже столько лет и со стольким количеством ребят поработали, что детей уже, наверное, насквозь видите?

Борис Грачевский: Вижу. Почти сразу могу определить характер ребёнка. Но это скорее не опыт общения, а природная способность чувствовать людей изнутри. Чуть-чуть стоит поговорить с ребёнком – и я могу о нём рассказать очень многое. Но для работы мне важнее не особенности его характера, а умение работать. Ведь работа актёра – это работа нелёгкая. За несколькими минутами эфира скрывается многочасовой, а чаще всего многодневный труд. Лично для меня очень важна психическая составляющая.

Много сейчас детей интересных, но психически неуравновешенных, с «тиками». Иногда после долгих поисков находим подходящих, начинаем снимать, а ребёнок срывается или так сильно переживает, что не может ничего сделать. И это несмотря на то, что была проведена работа с психологом. Ещё один важный момент: при одних эмоциях лицо ребёнка одно, при других – сильно изменяется. Вот как у вас, Лена. Когда вы улыбаетесь, я чувствую большую палитру красок-чувств. Перестали улыбаться – всё скрылось. При съёмках очень важно видеть, как будет изменяться лицо в той или иной ситуации.

– Я учту (Улыбаюсь). Нынешние дети стали умнее, взрослее. То, что 20 лет назад смотрели десятилетние дети, сегодня легко понимают и принимают пятилетки. К тому же дети стали свободнее, развязнее. Это и хорошо, и плохо. Приобретённая ими свобода принесла и положительное, и отрицательное. Каких качеств не хватает сегодняшним детям?

– Мне жалко отсутствия одного – настоящего патриотического отношения к своей родине. Я не говорю, что те, советские дети не баловались, не писали на стенах. Тогда, конечно, они были перепичканы патриотизмом. Сегодня то время неуважительно называют совковым. Но ведь как те дети любили свой «совок», как гордились им! Всё: школа, радио, телевидение – воспитывало в детях любовь к родине. Сегодня всё по-другому.

При такой истории идол не нужен

– Где, по-вашему, искать причины – в государстве, в семье?

– В обществе в целом. Резко отбирать всех идолов и героев нельзя было. Хотя я против «сотворения себе кумира». Ведь у нас грандиозная история. При такой истории фигура-идол не нужна. Не нужен ещё один Ленин. Я как-то писал, что из Ленина попытались сделать Христа, но не получилось. Потому что слишком близко все всё видели. Не прошло нужного времени между реальным человеком и легендой. Но важны не персоналии. Важно другое – твоя улица, твой дом, твоя страна. Мы же победили в войне? Победили! И не в одной. Нельзя не гордиться такой страной. Когда я приезжаю в небольшой провинциальный городок, а мне жители с любовью рассказывают про свои улочки и музеи, это настолько трогательно звучит! И пусть даже немного наивно, но очень душевно и, повторюсь, трогательно. В Москве уже такого не встретишь.

– Что ещё вас расстраивает в сегодняшнем времени?

– Для меня большое горе – отсутствие детских добрых программ. Тех программ, где была бы обратная связь. Но для этого нужна целая система журналистов, корреспондентов, которые будут ездить в далёкое село, например, под Красноярском. Где в селе есть, допустим, замечательный мальчик, который умеет рисовать не только рукой, но и ногой. Представляете, он ездил в Англию и победил там. Сегодня он у нас в гостях! Вот такими героями, интересными, живыми, реальными, мы разбудим гордость своих и понимание. В том числе и понимание растущими детьми своего возраста. Те передачи, которые появились при первых шагах перестройки: «До 16 и старше», «Башня», – имели колоссальный эмоциональный фон.

Очень важно то, что сегодня интересует подростков. Надо говорить на понятном им языке, жить их интересами, направлять их. Сейчас модны эти игры, эти танцы –значит, рассказываем о них, отмечая и положительное, и отрицательное. Вчера в самолёте смотрел «Письма Джульетте». Да, примитивная американская картина. Но суть – пишут люди письма некоей героине, которую не видят, но очень верят ей. И целый штат отвечает на эти письма. Это очень важно – доверие кому-то, вера в кого-то, во что-то.

Мне как-то раз девочка 15 лет рассказала интимнейшую историю о своей любви к взрослой женщине. Я был в ужасе. Говорю: «Почему ты мне это рассказываешь, а не психологу или маме?» А она: «Вы единственный взрослый человек, которому я доверяю, я вам верю». Я с ней поговорил, как мог. Спросил, дружила ли она с мальчишкой, целовалась ли. Как мог, объяснил, что те чувства, которые сейчас у неё, скорее всего, не любовь. Слава богу, через некоторое время у неё всё встало на свои места. Но ведь ей важно было высказаться, быть понятой.

В книгах сила

– Понимание и восприятие мира человеком закладываются в детстве. Какой вид воспитания, по-вашему, лучший – кнута или пряника? Вас как воспитывали?

– Меня воспитывали без кнута. И я своих детей старался воспитывать так же. Самое страшное, когда родитель планирует порку, как в грустном анекдоте: «В пятницу буду тебя пороть. Не мог же ты за неделю нигде не набедокурить!» Так вот, я не понимаю и не принимаю порку для профилактики. Нет, бывало, конечно, разозлил сын, ты ему тресь подзатыльник или по попе где-то шлепнул. Это всё жизненно. Это эмоции. И слишком добрым быть нельзя – на шею быстро сядут. Но страшно, когда бьют, чтобы унизить. Мне известен случай, когда 12-летнюю девочку регулярно бил отец. Это чудовищно.

– А книги сегодняшним детям могут быть помощниками? Или, учитывая время, от них можно отказаться?

– Уверен, не будет никакой трагедии, если ребёнок вырастет без Пушкина или Гоголя. И он даже может стать хорошим человеком. Мой сын – директор нефтяной компании – не любитель чтения. И ничего, живёт припеваючи. Но всё же книги – это такая сила, формирующая твоё мировоззрение, тебя самого, твоё отношение к мужчине, к женщине, что отказываться от них глупо. Я очень много читал и читаю. И вам советую.

***

После встречи с детьми Борис Юрьевич предложил посмотреть журналистам совсем не «Ералаш». За два года до нашей беседы Борис Грачевский попробовал себя в роли режиссёра и сценариста полнометражного фильма «Крыша». Фильм о проблемах взрослых, нехватке любви и о том, каким эхом всё это отзывается в детях. Я в конце премьеры расплакалась. Тут же захотелось позвонить дочери и сказать, как сильно я её люблю. Посмотрите фильм, пожалуйста. И – любите. Так просил Грачевский. А ему можно верить.

13 фактов, которые вы не знали о Грачевском

– Место рождения, обозначенное в паспорте Грачевского, – дом отдыха «Полушкино», Московская область. Когда Грачевскому при смене паспорта вместо д/о предложили поставить просто «д.» (имея в виду дом), он категорически отказался.

– Дед Грачевского Мендель Наумович, не имея никакого образования, служил старостой в синагоге. Не зная ни одной ноты, руководил городским оркестром (г. Раменки).

– Первый выход на сцену – в пять лет, но не в одиночку, а с отцом, который работал в «Полушкино» конферансье. Тот знал много анекдотов, умело владел вниманием публики. Возможно, именно у него Борис Юрьевич перенял умение быть увлекательным рассказчиком, интересным собеседником, мастером слова.

– В детстве периодически прогуливал занятия и даже срывал уроки. Но один раз, чтобы не опоздать на урок, по тонкому льду переполз Клязьму.

– Получив среднее техническое образование, работал на заводе токарем.

– Первая работа Бориса Грачевского на киностудии М. Горького – грузчик. Позже, пожелав получить театральное образование, поступил на заочное отделение ВГИКа.

– Работал администратором на съёмках картин Василия Шукшина и Александра Роу.

– В сказке А. Роу «Варвара-краса, длинная коса» сыграл роль грозящей руки чудища. Вода, из которой высовывалась конечность, была налита в корыто. Шутливо называл это своей главной ролью.

– первой исполнительницей музыкальной заставки к «Ералашу» («Мальчишки и девчонки, а также их родители…») была Елена Камбурова, композитор заставки – Алексей Рыбников («Приключения Буратино» и др.)

– Ко многим сюжетам «Ералаша» сценарии Грачевский написал сам. Сам же в них и снялся.

– Льва Толстого Грачевский называл удивительным, русским, но «медленным писателем», задумываясь, как же современные дети будут его читать.

– После второго брака Грачевский дал обещание больше не жениться. Но женился, признав, что передумал. И был счастлив!

– Девиз Грачевского – ходить по солнечной стороне жизни.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах