В Красноярске разгорелся скандал из-за того, что первоклассника с особенностями развития не пригласили для общего фото на линейке 1 сентября. Многие сразу же обвинили учительницу и школу, где всё произошло. Некоторые стали критиковать маму, которая вынесла это на общественный суд. Но так ли однозначна ситуация? И нужно ли таким образом привлекать внимание к проблемам инвалидов? Подробности выяснял «АиФ-Красноярск».
Родители против?
Ваня – паллиативный пациент, он полностью парализован, но интеллект сохранён. Его мама Анастасия ведёт страницу в соцсетях, где рассказывает о жизни своего ребёнка. В этом году Ваня стал первоклассником. И накануне 1 сентября его мама опубликовала вот такой пост: «Только в нашей стране мама тяжёлого инвалида могла услышать от учителя: «Сначала мы сделаем фотографию с классом и Ваней, а потом отдельно без него». А почему не без Пети или Миши, потому что... не знаю, на что не должно хватить моего уровня принятия, чтобы убрать какого-то человека с общей фотографии».
Только в личной беседе с корреспондентом «АиФ-Красноярск» Анастасия рассказала, что всё произошло незадолго до Дня знаний. Мама мальчика сама решила узнать у педагога, не будут ли родители против её ребёнка на фото. Пост вызвал бурную реакцию в соцсетях. Информацию растиражировали СМИ. В школе Ваню так и не пригласили для общего фото. Но известные красноярцы захотели ободрить ребёнка и сфотографироваться с ним. В соцсетях даже запустили хештег #ваняяхочуфотостобой.
Такая реакция на пост не понравилась маме ребёнка. Она попросила не винить учительницу. «На меня, учительницу, школу обрушилось столько агрессии. Я просто в посте поделилась своей болью. Учительница ни в чём не виновата. У нас всё общество не готово к приятию таких детей, инвалидов у нас ведь формально долгое время «не было». Но всё меняется. И то, что Ванечка пошёл в школу, это чудо. Пожалуйста, пишите про таких детей только через любовь», – сказала Анастасия.
Проверка учительницы
Между тем прокуратура начала проверку в отношении учительницы. Так часто бывает после публикаций в СМИ. С журналистами педагог и руководство школы общаться отказываются.
«Обычно в школах есть комиссия по разрешению споров, – говорит заместитель председателя краевой организации профсоюза работников народного образования и науки Наталья Савченко. – В неё входят педагоги, родители, дети, спонсоры, может быть, ещё кто-то со стороны. Эту ситуацию тоже желательно вот так коллегиально урегулировать... К нам в профсоюз сейчас обращаются педагоги с вопросами об инклюзивном образовании: по оплате, дополнительному отпуску».
«Ситуация неоднозначная, надо подумать, как сделать так, чтобы она не повторялась, – считает эксперт ОНФ, президент общественной организации «Открытые сердца» Елена Нига. – Главное – выстроить диалог между мамой, школой, родителями других детей. Ведь важно даже не то, чему научится Ваня, а то, что ему сам процесс обучения, общения должен приносить удовольствие. Он, конечно, не будет часто бывать в школе. Но нужно всем постараться сделать так, чтобы эти редкие посещения были для него праздником. Я сама мама особенного ребёнка (сейчас ему уже 18 лет). Перед тем как сын пошёл в школу, встретилась с родителями и объяснила, что он не ходит, плохо говорит, не может писать ручкой... Я всегда была с ним на уроках и стала помощницей не только учительнице, ученикам, но и родителям. Они мне постоянно звонили, уточняли, что задали, поели ли их дети, как сегодня отвечали. С сыном дружили не все одноклассники, но все относились нормально и, если нужно, помогали. Да, через скандал и огласку проблемы иногда решаются, но это не такой качественный результат, нежели тот, когда смог договориться».