15 лет в Музее геологии Центральной Сибири GEOS действует образовательный проект «Школа юного геолога». Каждый год туда приходят школьники. Преподают им профессиональные геологи, музейные педагоги, учёные, аспиранты и студенты Института горного дела, геологии и геотехнологий Сибирского федерального университета и просто увлеченные своим делом люди. Те из школьников, которым хватает усидчивости и желания учиться, поступают в профильные вузы с гарантией 85%!
От динозавров до звезд
Всероссийское детско-юношеское геологическое движение в Красноярском крае зародилось более полувека назад. Сейчас оно переживает второе рождение. После некоторого перерыва стране снова понадобились профессиональные геологи, а воспитывать их лучше со школьной скамьи. Потому и появилась «Школа юного геолога». Здесь дети имеют возможность получить базовые знания по физике и химии веществ, развить такие необходимые качества, как целеустремленность, любознательность и системный подход к получению знаний. Ведь геология - это вовсе не набор разноцветных камней в деревянных ящиках. Кто думает таким образом, надолго в Школе не задерживается. Эта наука гораздо интереснее и глубже.
«Геология - это не только камушки, минералы и горные породы, - поясняет преподаватель Школы Анна Лопушенко. - Мы изучаем различные палеонтологические остатки, то есть историю нашей планеты с древнейших времен, когда на ней только появилась жизнь. Также мы затрагиваем экологические аспекты. Кроме того, в курс входит астрогеология - устройство нашей солнечной системы. Так что спектр знаний, который мы преподаем, достаточно обширный, и каждый ребенок может выбрать что-то свое, то, что интересно именно ему».
Пройдя обе ступени школы (для младших и старших школьников), ребята получают не только знания, но и проходят профориентацию, отвечая для себя на вопрос: хотят ли они связать свою жизнь с геологией или же обратиться в какую-то смежную отрасль. Например, сейчас из 26 учеников сформировалась старшая группа из 8 человек. У них за плечами 6 лет углубленного изучения геологии. Каждый уже вышел на индивидуальное обучение по персональной программе. И за будущее этих юных ученых в школе готовы поручиться.
Реальные полевые условия
Ну, и какая же геология без выездов на природу - того, что здесь принято называть «в поле». Именно смесь туристического быта и геологической романтики многих задержала в школе до конца обучения. Ведь в поле ребята едут не отдыхать. Выезжает самая настоящая экспедиция со своими целями и задачами, которые обязан выполнить каждый участник. Дети самостоятельно проходят шлиховое опробование (моют породу с помощью лотков). Кроме учебных задач такие выезды решают и проблемы педагогические - из учебного класса формируется коллектив единомышленников, а дружба, заложенная в это время, продолжается годами и десятилетиями.
«Мы вытаскиваем детей из-за компьютеров, помещаем их в совершенно иные условия, - продолжает Анна. - Своими глазами педагоги наблюдают, как меняются ребята. Они откладывают в сторону телефоны, изучают природу, познают мир, исследуют конкретные научные объекты, учатся дружить».
Дополнительной силой для педагогов Школы служат родители воспитанников. Вход в учебные аудитории для них открыт. Тем более, это касается выездов в поле. Родители сопровождают детей, помогают им и вместе налаживают те связи, которые в городе могли пошатнуться. Взаимодействие треугольника «ребенок-педагог-родитель» в Школе считают принципиально важной системой, необходимой для развития полноценной личности.
«Золотой класс»
Как и положено ученым, воспитанники Школы принимают активное участие в выездных научных мероприятиях - всевозможных олимпиадах и симпозиумах, слетах юных геологов. В последние годы красноярская молодежь устойчиво входит в тройку лидеров федеральных состязаний. Школа известна конкурентам и вызывает у соперников заслуженное уважение. Добиваться высоких результатов юным геологам помогают друзья, такие как золотодобывающая компания «Полюс». Компания выступает спонсором сразу нескольких проектов. Она уже провела ремонт геологического зала и класса Школы. Помогает команде молодых ученых с экипировкой, продовольствием, билетами и обмундированием при выездах на Всероссийские соревнования и в различные экспедиции.
«Сейчас мы вынашиваем идею создать дополнительное направление под эгидой золотодобывающей компании «Полюс», в котором ребята будут специализироваться на изучении истории и специфики добычи золота и ее роли в развитии региона, - делится преподаватель Анна Лопушенко. - Это интересно и нам, и нашим друзьям - готовить кадры для компании сразу со школьной скамьи. А уж переоценить интерес детей к теме золота вообще невозможно – наверное, каждый наш воспитанник хоть раз прибегал к нам с блестящим камешком и, затаив дыхание, спрашивал, не золото ли это».
Не стоит думать, что Школа геологов — это кружок дополнительного образования. Год назад доклад учеников Школы о красноярской Чёрной сопке произвел яркое впечатление на федеральном конкурсе и занял второе место в России. А предложение объявить этот вулкан природным геологическим памятником было поддержано на высшем научном уровне. В настоящее время идёт процедура оформления документов.