Ворота Восточной Сибири, один из десяти красивейших уездных городов царской России, город монастырей, резных усадеб, место пересечения торговых и исследовательских путей. Енисейск, основанный в 1619 году казаками и бывший почти два века центром губернии, - особенное место на карте крае. О его зелёных куполах и белых храмовых стенах с восторгом писал путешественник Фритьоф Нансен, изделия местных мастеров: серебряного и кузнечного дела, кожевников, резчиков по дереву и иконописцев - высоко ценились во всей стране.
Здесь развивались ремесло и торговля, добывались пушнина и золото, делались железные изделия, строились суда и варилась соль. О том, как в Енисейске готовятся к юбилею, рассказывает корреспондент «АиФ-Красноярск».
Всемирное наследие?
К сожалению, постсоветский период стал для Енисейска почти фатальным. Единственный город в крае, сохранивший основную историческую застройку рубежа XIX-XX веков, город-памятник долгое время находился в плачевном состоянии, медленно разрушаясь. Усилиями власти и градостроителей ситуация стала постепенно меняться. В 2001 году исторический центр Енисейска внесли в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. Указом президента РФ 400-летие Енисейска в 2019 году включено в список федеральных праздничных мероприятий. Из федерального бюджета на восстановление города было выделено 3 млрд рублей, половину из которых уже освоили.
Подготовка к юбилею исторического поселения стала основной темой очередного заседания Общественного совета при Красноярской митрополии. Члены совета обсудили с енисейцами и экспертами преобразования в городе и решили провести следующее заседание в самом городе-памятнике в феврале 2019 года.
Ждём царь-колокол
Из 23 объектов культурного наследия Енисейска сегодня отреставрированы 14, семь восстанавливаются, на остальных завершаются проектные работы. К Рождеству в Енисейск доставят особые колокола, самый крупный из которых весит две тонны.
По словам мэра Енисейска Валерия Никольского, в списке предпраздничного благоустройства не только культовые сооружения. Приводится в порядок дорожная инфраструктура: уже отремонтирована въездная трасса со стороны Красноярска, ведутся работы по озеленению, облагораживаются набережные, обустраиваются общественные места.
«Всего мы высадили 600 деревьев, облагораживаем центр, делаем всё, чтобы горожанам и гостям было комфортно, - пояснил глава города. - Убрали неэстетичные насаждения с набережной реки Мельничная, почистили русло реки. На набережной Енисейска возвели замечательный бронзовый памятник первопроходцам: боярскому сыну Петру Албычеву, стрельцу Черкасу Рукину и иноку Тимофею. Жителям памятник нравится, они любят гулять на площади. Ведутся масштабные работы по реконструкции улицы Ленина: сооружаем водоотведение, тротуары, убрали некрасивые металлические ограждения. Задача к 15 июля 2019 года всё отшлифовать».
На следующий год в бюджет также заложены средства на мероприятия по водоотведению, возведению тротуаров, озеленению в Енисейске. Город участвует во всех федеральных и краевых программах, связанных с благоустройством, и собирается участвовать в них и в 2019 году.
Проекту - закон
Проект регенерации исторической застройки 32 га центральной части Енисейска, на основании которого ведутся преобразования в духовной столице Сибири, представил главный архитектор Красноярского края Константин Шумов.
«Создание комфортной среды в рамках комплексной регенерации - вот задача, которая решалась проектом, - отметил эксперт. - Парадокс в том, что нормативная база, регулирующая градостроительную деятельность РФ, сегодня не позволяет создавать подобные проекты. Из-за отсутствия правовых инструментов мы были вынуждены делать проект в формате научно-исследовательской работы.
Помимо этого, работа молодых красноярских архитекторов преследовала две цели: использовать енисейский проект как образец для будущих преобразований в Красноярске, которому через несколько лет тоже предстоит отмечать юбилей, и обратить внимание органов федеральной власти на пробелы в нормативной базе».
Константин Шумов показал фото восстанавливаемых храмов и монастырей, упомянул об отдельных проблемах регенерации, а также представил некоторые перспективные архитектурные проекты, осуществление которых планируется после городского юбилея.
Иконостас без икон
Ещё один вопрос, требующий решения, - реставрация икон енисейского Спасского мужского монастыря.
«Сохранились подлинные фрагменты иконостаса Спасского собора мужского монастыря - храма середины XVIII века, - рассказал архитектор. - Иконостас уникальный, пожалуй, один из немногих сохранившихся в России. Его воссоздание идёт хорошими темпами. Но вопрос о реставрации столь же редчайших старинных икон из этого иконостаса, икон сибирского письма, простонародного, малоизученного, не решается. Образа сохранились на 85%, их надо обязательно реставрировать и помещать на свои места. И хоть это, безусловно, дорого, на это надо было решиться давно.
Константин Шумов показал проект регенерации Иверского монастыря - выдающегося памятника архитектуры, представил фото монастырского комплекса, находящегося в удручающем состоянии, и привёл в пример красноярскую обитель. «Успенский монастырь удалось привести в порядок всего за четыре года, сообща, проявив волю, собрав бюджетные и небюджетные деньги, привлекая лучшие профессиональные кадры края. Таким же образом, консолидируя усилия, можно возродить и енисейский монастырь, и другие церковные здания, оказавшиеся вне поля подготовки к 400-летию».
Паломники, туризм и музеи
«Вопреки мнению некоторых чиновников о том, что Енисейск - город-мертвец, я считаю, у этого места есть будущее, - уверен Шумов. - Доказать обратное - задача в том числе и членов Общественного совета. В перспективе Енисейск может стать городом по меньшей мере трёх миссий. Первая - превратить его в полноценный православный паломнический центр. Вторая - сделать Енисейск центром туризма».
Отпраздновав юбилей, по мнению архитектора, необходимо будет содержать то, что отреставрировали, а содержание дорогое, в бюджете Енисейска на это денег нет. Зато есть огромный историко-культурный потенциал для развития в нём туризма, для которого требуется инфраструктура. Благодаря туризму в городской казне появятся средства.
И третья миссия - сделать Енисейск городом музеев. Почему наша краевая культура возражает против расширения номенклатуры енисейских музеев, непонятно. Ведь другие исторические города страны в полной мере реализуются через музейные аспекты. В запасниках краеведческого музея Енисейска сегодня находится более 400 предметов православной материальной духовной культуры. Они каталогизированы, но не отреставрированы и не являются предметами показа. Разве это не повод для создания профильного музея?
Вопрос бытия
Епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор:
Говоря о важности грядущего юбилея Енисейска, я призываю решить серьёзный вопрос, связанный с останками примерно шестисот человек, найденными археологами на месте застройки XVII-XVIII вв.
Полагаю, что останки принадлежали священникам и монастырской братии, в том числе тем, кто восстанавливал после крупного пожара Христорождественский монастырь. О необходимости их повторного захоронения сегодня никто не говорит, а ведь это наши предки, духовенство, основатели города, при этом их кости просто разложены по коробкам! Если есть необходимость для работы антропологов, давайте построим костницу на территории Богоявленского или Троицкого храмов, чтобы останки усопших сибиряков находились на хранении в приличном состоянии. Я не раз поднимал этот вопрос, и хотелось бы, чтобы это дело уже сдвинулось с мёртвой точки. Соотечественники, останки которых до сих пор не преданы земле, важны для нации и страны. Это не религиозный, а общенациональный вопрос, вопрос нашего бытия.
Не Карл, но Маркс
Енисейск - место ссылки многих известных людей. В числе изгнанников - протопоп Аввакум, декабристы Ф. П. Шаховской, М. А. Фонвизин, А. И. Якубович, Н. С. Бобрищев-Пушкин, Святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий), кинодраматург Н. Р. Эрдман, писатель Р. А. Штильмарк и многие другие.
Любопытно, что среди вольнодумцев, сосланных в Енисейск, был некий товарищ по фамилии Маркс (хотя и не Карл) - участник подпольного движения. Максимилиан Осипович Маркс прибыл в ссылку в Енисейск в 1868 году и жил здесь до конца дней. Он вёл астрономические исследования, метеорологические наблюдения. Основал в городе метеорологическую обсерваторию, инициировал создание метеостанций в Туруханске, составил маршруты карты Енисея и его притоков, вёл подготовку морской экспедиции по Енисею и Севморпути в Европу. Был членом Русского географического общества (РГО). За научные труды был удостоен медали Академии наук.
Мощи святого старца
Археологи продолжают ряд исследований предполагаемых останков святого Даниила Ачинского, найденных три года назад во время масштабных раскопок в духовной столице Сибири. В 2015 году специалисты обнаружили разрушенную могилу старца и несколько костей, возможно, принадлежащих святому.
Даниил Ачинский - местночтимый православный святой, был канонизирован в 1999 году. Родился в 1784 году в Полтавской губернии, в семье казаков. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, дослужился до звания унтер-офицера. Из-за желания постричься в монахи отказался от военной карьеры, за что был арестован, осуждён и сослан на каторгу. Был определён на вечные работы под Ачинском, в Боготоле, смиренно трудился, терпел издевательства и испытания. В последние годы жизни жил в келье, в деревне недалеко от Ачинска, обладал даром прозорливости, исцеления, носил вериги и берестовый пояс, который к концу жизни врос в его тело. Перед смертью приехал в Рождественский монастырь Енисейска, скончался в 1843 году. Через 17 лет над могилой старца была поставлена часовня, где совершались исцеления.
В 1920 году захоронение святого было варварски вскрыто, часовня уничтожена, останки выставлены на всеобщее обозрение, и до недавнего времени они считались утраченными.
В 2000 году была найдена чугунная плита с могилы старца, хранящаяся в кафедральном Успенском соборе Енисейска.