В сознании многих людей закрепился стереотип, что библиотека – это хранилище старых пыльных книг, а её работники – скучные тёти, которые бродят по залам, как привидения. Но ситуация давно изменилась: привычные каталоги с ящичками и карточками, совдеповское оборудование и гробовая тишина в читальных залах остались в далёком прошлом.
Какие перемены произошли в мире книг? Что сейчас читают подростки? И к чему привела необразованность людей? Об этом в канун всероссийского Дня библиотек, который отмечают 27 мая, корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала библиотекарь с 10-летним стажем Мария САЙНОВА.
Зачем читателю гитара?
Ксения Орлик, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Что из себя представляет сегодня современная библиотека?
Надежда Сайнова: Сейчас библиотека - это не просто место, где выдают книги. Изменения заметны уже с порога. Яркие и просторные помещения кардинально отличаются от тех, к которым мы привыкли. Да и сотрудники выглядят иначе! Среди них много молодёжи. Кроме основного - выдачи книг - в библиотеках проходит много мероприятий, а формы работы стали более оригинальными и заманчивыми для читателей: квесты, игры, интеллектуальные соревнования, мюзиклы, баттлы.
Ребята приходят с гитарами, поют песни. Ведь современному читателю не запрещают разговаривать, играть в настольные игры, громко смеяться. Хотя раньше, если помните, в залах строго соблюдали тишину. Такое обилие форм работы требует от специалистов и владения различными навыками. Нужно быть и педагогом, и психологом, и организатором, и управленцем, и даже аниматором. Некоторые считают, что особых навыков не нужно. Но вы вспомните, во все времена библиотекарями были только самые умные люди: Ломоносов, Крылов, Кант, Ярослав Мудрый, который основал самую первую библиотеку.
- Сегодня многие говорят о недофинансировании в малых городах и сёлах, о том, что сами библиотекари вынуждены решать вопросы спонсорских средств, хотя не заточены под маркетинг. А какие проблемы наблюдаете вы?
- Да, современный мир требует от нас, чтобы мы были отчасти пиарщиками. Нам нужно взаимодействовать с властью, со спонсорами. Мы должны заявлять о себе. Ведь новые формы работы предполагают наличие, к примеру, тех же призов для детей. А чтобы идеи воплотились в жизнь, мы должны искать деньги. Модернизированным библиотекам в этом плане проще, потому что спонсоры приходят сами. Некоторые дарят книги, другие на затяжных мероприятиях устраивают кофе-паузы. Я считаю, если у нас в городе все учреждения изменятся, то нигде таких проблем не будет. Всё-таки красивый ремонт и современный дизайн привлекают людей. Кстати, многие коллеги, которые приезжали на Всероссийский библиотечный конгресс, признались, что завидуют Красноярску. В некоторых городах до сих пор элементарно не могут сделать ремонт. Я надеюсь, что в будущем все наши 19 детских библиотек модернизируют.
Бумажные книги лучше
- Для наших школьников сегодня всё существует в цифровом виде - компьютеры, видеоигры, Интернет. А у нас некоторые библиотекари даже не умеют этим пользоваться… Как найти общий язык с ребёнком?
- Сейчас во многих библиотеках обновился штат. Появилось много молодёжи. Они умеют пользоваться всеми современными гаджетами. А для тех, кто с техникой на «вы», проходят курсы компьютерной грамотности, чтобы они элементарно могли заполнить отчёты, зайти в электронный каталог. А сейчас молодёжь всем умеет пользоваться. Работников постарше мы обучаем создавать презентации, обрезать фильмы, делать какую-то творческую работу, и должны сказать - у них получается.
- Как вы относитесь к электронным книгам? Заменят ли они традиционные, привычные с детства форматы? Те, которые c запахом типографской краски, уютным домашним теплом…
- Если человек хочет, то пусть читает электронные книги - лишь бы читал. Но лично я их не очень люблю. Это не та атмосфера. Когда берёшь в руки бумажную книгу - испытываешь совсем другие ощущения. Перелистывание, шуршание страниц, напечатанный текст, запах. Мы запоминаем, на какой странице то или иное высказывание, буквы, даже запятые. Проведу аналогию с компьютерными играми, чтобы было понятнее молодёжи. К примеру, у нас есть лицензионная игра. Мы её покупаем, она у нас лежит дома - качественная, проверенная, любимая. А есть игры-однодневки - скачал, поиграл и забыл. Так и здесь. Те, кто любит читать, считают саму книгу произведением искусства. Нам важно, чтобы она стояла дома, в шкафу, на своей полочке. Если нравится какой-то автор, то все серии скупаем, периодически перечитываем. А электронный формат прочитал и забыл.
- Сейчас подростки мало интересуются классической литературой. А современные авторы пишут совершенно абсурдные тексты, в основном фантастику. Кого они воспитывают?
- Да, проблема есть. Скорее всего, дело в цензуре. Раньше она у нас была. Книгу не могли выпустить, пока она не пройдёт проверку. Сейчас писать может кто угодно, были бы деньги. За свои собственные средства не проблема издать книгу и выпустить её в продажу. И, конечно, люди пишут что угодно, порой невыносимую чушь. Но я успокою вас. В библиотеках есть отделы комплектования, которые централизованно закупают книги. Там работают специалисты, которые изучают издания и что попало брать не будут. Бывают случаи, когда на книге написано 6+, но экспертам кажется, что рассказ не по возрасту, и они ставят более старший рекомендованный возраст.
Достоевский не в милости?
- В школьной программе хотят запретить произведения о любви Чехова, Бунина, Куприна… и даже романы Достоевского! Это объясняют тем, что в них нашли пропаганду свободной любви, а дети не смогут понять таких глубоко философских книг. Не скажется ли пагубно на нашей культуре такая чистка русской литературы?
- Классика - это наша жизнь, история. Да, пускай наши писатели поднимают в своих произведениях философские вопросы, но благодаря им мы осознаём реальность такой, какая она есть. Людьми, которые могут говорить и мыслить, как Толстой и Достоевский, труднее манипулировать. Если подросток может выражаться языком великих классиков, то он будет понимать, что такое нравственность, духовность и патриотизм. Да, есть романы, так сказать, на вырост. Но, поймите, «Мастера и Маргариту» можно понять и в 14 лет. Естественно, есть люди, которые проникаются этим романом в 20 лет, а бывает, и позже. Но всегда будут те, кто не поймёт его ни в 20 лет, ни в 30, и вообще - никогда. Но не надо всех людей с ними сравнивать. Пускай школьникам будет над чем задуматься.
Кстати, многие говорят, что от некоторых произведений Достоевского у детей могут возникнуть мысли о суициде. Это бред, и я не поддерживаю такую позицию. Если мы хотим опуститься в развитии на планку ниже и, как говорят японцы, потерять лицо перед другими странами, пусть убивают нашу культуру. Но ведь мы должны быть читающей, интеллектуально развитой страной и обязаны создать нашим детям достойное будущее.
К слову, детскую жестокость я бы связала в принципе с отсутствием чтения. Малышам нужно читать с рождения. Наши русские народные сказки о животных лучше всего объясняют моральные принципы. Просто когда ребёнок подрастает, читая что-то, он задаёт много вопросов маме и папе. А так как у них свои дела, они покупают чаду планшет или компьютер и говорят: «Иди-ка лучше поиграй во что-нибудь». Ну и что из такого ребёнка вырастет?
Что читают красноярцы
Краевая библиотека по итогам прошлого года составила список самых популярных книг среди жителей города, опираясь на данные своих каталог. И вот какие произведения взбудоражили сердца сибиряков больше всего:
- «Шантарам» - Грегори Дэвид Робертс;
- «До встречи с тобой» - Джоджо Мойес;
- «Фантастические твари и места их обитания» - Джоан Роулинг;
- «Зулейха открывает глаза» - Гузель Яхина;
- Проза братьев Стругацких;
- Э. М. Ремарка, Бориса Акунина, Натальи Нестеровой;
- «Игры, в которые играют люди» - Эрик Берн;
- «Так говорил Заратустра» - Фридрих Ницше;
- «Богатый папа, бедный папа» - Роберт Кийосаки;
- «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» - Джон Грэй;
- «Прощание с иллюзиями» - Владимир Познер;
- «Капитал» - Карл Маркс и Фридрих Энгельс.