aif.ru counter
451

Как воспитать стобалльника? Учитель - о секретах удачной сдачи ЕГЭ

«АиФ на Енисее» №26 (1963) 27/06/2018
Сдать химию наугад практически невозможно.
Сдать химию наугад практически невозможно. © / Shutterstock.com

Химик по образованию, заслуженный учитель РФ Елена Молчанова вот уже 30 лет учит красноярских школьников азам этого нелёгкого предмета. Начиная с 2002 года около 50 её учеников получили высший балл по ЕГЭ. В этом году педагогу вновь удалось побить рекорд: 6 из 13 выпускников сдали экзамен на 100 баллов. В чём секрет педагогического мастерства и как воспитать в ребёнке отличника, Елена Робертовна рассказала корреспонденту «АиФ-Красноярск».

Цель важнее таланта

Кристина Смурова, «АиФ-Красноярск»: Елена Робертовна, уже второй год выпускники 144-й школы бьют рекорд по количеству стобалльников по химии. В чём секрет? Может, ребят обучаете по какой-то особой программе?

Елена Молчанова. Фото: Из личного архива

Елена Молчанова: Никакого секрета нет! Программа такая же, как у всех. Поймите, стобалльники - это не самоцель ни для меня, ни для ребят. Мы делаем ставку не на ЕГЭ, а на участие в различных олимпиадах, которые дают очень большие льготы. Например, за победу в них вручают дипломы, а это уже гарантия поступления в ведущие вузы страны на бюджет. И потом, задания олимпиады намного сложнее - после такой подготовки сдать экзамен по плечу каждому!

- Многие учителя так зацикливаются на успешной сдаче экзамена, что вместо школьной программы готовы сутками решать с детьми задания теста. Но ведь в итоге ребята получают очень скудные знания. Согласны с этим?

- Всем учителям советую ни в коем случае не натаскивать ребят на экзамен. Лучше развивать мышление, объяснять, решать сложные задачи. С моими выпускниками готовиться к ЕГЭ стали только в марте. За год ребята такой пласт знаний получают, что потом задания им кажутся слишком простыми. Экзамен соответствует курсу школьной программы, и даже задания повышенной сложности не вызовут затруднений, если ребёнок самостоятельно разберётся в том, как их решать.

- Химия - один из сложных предметов. Есть даже такое высказывание: Бог знает её на 5, учитель на 4, а ученик на 3. Как же вашим выпускникам удаётся сдать на отлично? Талант особый? 

- Цель куда важнее таланта. У нас с ребятами практически каждый день внеклассные занятия были. Каждый день домашняя работа, плюс после каждой пройденной темы устный зачёт! Спуска им не даю даже летом. В соцсетях кидаю задания различных олимпиад, но такой труд того стоит. Мои ученики знают на отлично не только школьную программу, но и университетскую. Например, мы изучаем термодинамику и закон Герца. В других школах такого нет. И поверьте, что одной усидчивости и работоспособности здесь мало, важны и другие способности. Особое внимание также уделяем математике и физике. Если по этим предметам хорошая успеваемость, значит, логика у ребёнка есть, следовательно, и химии при желании научить можно. Труд прежде всего.

Угадать невозможно

- Тема ЕГЭ каждый год вызывает массу споров среди родителей, педагогов и учеников. Одни считают, что это не показатель знаний, другие, напротив, видят в нём только положительные моменты. А как вы относитесь к такой форме экзамена?

- В данной ситуации ответить могу только за свой предмет. ЕГЭ по химии - очень хорошая вещь. И пройти его наугад без знаний точно не получится, здесь не «натыкаешь» правильные ответы. Возьмите программу медицинских вузов - она вся построена на тестовой системе. Нет теории - и часть С не решишь, формулы составить не сможешь. Поэтому для химии ЕГЭ - это не беда, а польза. А вот по другим предметам, может, и не так. 

- Ваши выпускники весь год готовились к олимпиадам, различным конкурсам. Теперь они могут без труда поступить в медицинский. Но есть ведь и те, кто поступает за деньги, не обладая отличными знаниями, и потом такие псевдоврачи калечат людей. Ваше отношение к платному обучению в медицинском вузе?

- А что тут комментировать: система образования в стране такая. К счастью, моим ученикам платное обучение не грозит. Те, кто дипломы олимпиад получил, автоматически уже студенты. Для них открыты все ведущие вузы страны! И я в них уверена - это будут хорошие специалисты.

- С бывшими учениками поддерживаете связь, знаете об их успехах?

- Конечно! Благодаря Интернету удаётся общаться со всеми. Одни в России остались, другие Европу поехали покорять, и каждый нашёл своё место в жизни. Причём интересно, что ребята, которые за границей живут, образование всё равно российское получили. И теперь работают в лабораториях в основном. Те же, кто в России остался, в медицину пошли. Все они моя гордость! И я им очень благодарна, что они выбрали именно нашу школу для подготовки. 

- Кстати, ваша школа находится на окраине города, и путь до неё не самый близкий. И тем не менее ребята едут сюда со всех уголков Красноярска. Как заманиваете, рекламой?

- Нет! У нас рекламы никакой не было за все годы работы. Как узнают о нас, не знаю, но очень рада, что вместо лицеев и гимназий выбирают простую школу. Поэтому престиж заведения - совсем не показатель отличных знаний. Немного похвастаюсь! В рейтинге 50 лучших российских школ, где есть медицинские классы, мы на 8-м месте! Вот на что нужно обращать внимание при выборе.

Скучно не бывает

- Школьная программа сильно не меняется. Каждый год приходится рассказывать одно и то же. Всё это напоминает чем-то день сурка. Неужели не надоедает?

- Вот здесь вы абсолютно не правы! Так может показаться только со стороны, на деле же мы постоянно узнаём что-то новое. Задания тестов, олимпиад меняются, поэтому скучать не приходится. Правда, раньше опытов больше проводили, а сейчас многие реактивы запретили. Но всё равно скучными уроки не бывают. 

- От школьников часто приходится слышать: мне это в жизни не пригодится. А вам знания по химии помогают в быту?

- Химия везде. Она окружает нас абсолютно во всём: продукты, моющие средства, косметика. Что касается еды, то производители так мелко пишут состав, что не прочитать (Смеётся), а вот в быту знания приносят пользу. Например, легко можно почистить серебряные ложки простым аммиаком, разведённым водой.

- Многие ваши выпускники связали своё будущее с медициной. А вам не хотелось стать врачом? 

- Честно, я очень боюсь вида внутренностей, крови. Поэтому медицина точно не моё. А вообще учителем стала… из-за мужа. Он военный, место службы не выбирал. В 80-е оказались в Узбекистане. Времена тяжёлые, работы нет. Мне предложили пойти в школу, мол, учителя-предметника здесь никогда не было, вы попробуйте. Потом мужа ещё не раз переводили, а я так и осталась верна этой профессии.

- Как относитесь к высказыванию «учитель ставит оценку не ученику, а себе»? 

- Корень правды в этом, несомненно, есть. Как говорится, на что научил! Поэтому вдвойне приятно, когда такие успехи показывают при выпуске. Кстати, оценить работу мою и ребят могут и ведущие врачи, так как наши ученики ещё и волонтёрством успевают заниматься, работая в городских больницах.

- Есть родители, которые уверены, что школа обязана дать знания по максимуму. И если приходится прибегать к услугам репетитора, то это недоработка учителей. Согласны с этим?

- Знаете, если в школе один час химии, то научить чему-то действительно сложно. Учащимся гуманитарных или технических классов, конечно, без репетитора не обойтись. У них меньше часов, и научить на хорошие баллы - задача непростая. Я дополнительно всегда готова заниматься с детьми, и внеурочные уроки для нашей школы - обычная практика.

- Заметила, что у вас в кабинете очень много статуэток кошек. Это ваше хобби?

- Вообще я кошатница, у меня две кошки дома живут. А сувениры - это подарки учителей и учеников. Они привезены из разных уголков мира. Их здесь так много, что уже со счёта сбилась. Но надеюсь, что все они приносят удачу моим ученикам. 

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество