Примерное время чтения: 7 минут
655

Учитель на сто баллов. Как красноярский педагог сдавала ЕГЭ

«АиФ на Енисее» №25 (1858) 22/06/2016
Стресс - не сам экзамен, а нагнетание обстановки вокруг него.
Стресс - не сам экзамен, а нагнетание обстановки вокруг него. / Кристина Сонева / АиФ

Итоговая аттестация может стать показателем знаний не только для школьников, но и для учителей. Оксана Фан-Ди, преподаватель русского языка и литературы красноярской гимназии №9, решила сдать с учениками ЕГЭ по литературе. Результат – 100 баллов. Учитель рассказала, почему решилась на эксперимент, какая система образования лучше и как найти с подростками общий язык.

Испытано на себе

Ксения Орлик, «АиФ на Енисее»: Оксана Викторовна, как вы решились на этот эксперимент?

Оксана Фан-Ди
Оксана Фан-Ди Фото: Фото из личного архива Оксаны Фан-Ди

Оксана Фан-Ди:  ЕГЭ - проверка на профессионализм. Мы готовим детей к экзаменам, а сами-то вообще сможем сделать то, чему их учим? Я помню случай, когда только ввели ЕГЭ, министр образования с дипломом физика написал по этому предмету на двойку. Стоит задуматься. Я тоже давно хотела попробовать сдать тесты, но боялась написать хуже учеников. Но когда учитель начинает работать, исходя только из тех знаний, которые у него есть, он останавливается в своём развитии. Поэтому надо ставить перед собой непреодолимые препятствия и, конечно, перепрыгивать через них. Когда я готовила детей к экзаменам, всё время пыталась понять, что такого может произойти на ЕГЭ в аудитории, чтобы ребёнок, который хорошо знает предмет, вдруг получил мало баллов. Сдавая экзамен по литературе, поняла, что очень сложно держать себя в рамках задания: во-первых, уложиться в ответе в 5-10 предложений, во-вторых, не расплыться в нём, ведь все мы любим порассуждать.

- Многие считают, что система ЕГЭ не может оценить реальные знания учеников и подготовить их, особенно это касается гуманитарных наук. Вы согласны?

- Раньше экзамены сдавали по другой системе - было восемь экзаменов по основным предметам. Их принимали наши преподаватели. А насколько реально могли они оценить знания? Педагоги знали тебя как ученика, который проучился с ними с четвёртый по десятый класс. Естественно, они оценивали ответ школьника с точки зрения того, кто как учился в целом, и это было не совсем объективно. Конечно, и при сегодняшней форме экзаменов субъективизм присутствует, но в меньшей степени. По крайней мере, проверяющий не знает, чья работа у него в руках. К слову, сейчас тесты гуманитарных предметов представлены почти в форме контрольных работ, которые адекватно и объективно оценивают знания. Единственный отрицательный нюанс для детей - нагнетание обстановки. Все эти проверки, металлоискатели, камеры, охрана... Я на себе всё испытала и скажу, что сложно психологически.

- Вы учились в иное время, когда другие страны восхищались нашей советской системой образования. Но страна стремительно меняется, и образование тоже. Мы пытаемся перенять опыт западных стран. Как вы считаете, это оправдано?

- Хорошее образование зависит не от системы, а от личности учителя. Сможет ли он привить интерес к своему предмету. А какая это система - советская или западная, какая разница? Да, изменилась программа заданий. Теперь больше творчества - различные проекты, исследования. Если честно, я сначала думала, что для школьников это будет очень сложно, ведь и объём работы увеличился. Но это не значит, что теперь ребята сидят много часов за учебниками и переписывают себе что-то в тетрадь. Благодаря новой системе дети начали работать в группах, они учатся распределять между собою роли, и теперь немного по-другому мыслят, с ними интересно.

Философия колобка

- Сейчас подростки мало интересуются классической литературой. Мир гаджетов, социальных сетей и смс-сообщений уводит молодёжь от чтения. Дети если и читают, то чаще современную фантастику. Но ведь человек учится мыслить, только когда читает. Как вы считаете, у нас растёт поколение, которое перестаёт думать, размышлять?

- Фантастика не может заставить перестать думать и размышлять. Некоторые говорят, что незачем, к примеру, читать того же «Гарри Поттера». Не согласна с этим. Вообще, любая книга прививает любовь к чтению. Признаю, дети сейчас меньше читают в силу того, что есть Интернет, в котором они проводят очень много времени. Это не вина школы. Раньше родители всегда читали книги своим детям, подавая пример. А сейчас включат мультики - и не мешай. Они должны даже через «не хочу» заставлять ребёнка читать, а потом он сам втянется. Ну и, конечно, самим почаще книгу брать в руки.

- Существует мнение, что хорошая литература развивает человека духовно, делает его более понимающим, чутким. Можно ли связать сегодняшнюю жестокость подростков с отсутствием чтения в их жизни?

- Это зависит не от того, сколько книг ты прочитал, а что ты читаешь. Хемингуэй, Алексин, Крапивин, Волков - те авторы, которых нужно всегда перечитывать. Они воспитывают доброту, сострадание, любовь. Вообще, вся русская классическая литература прививает эти качества. Нет у нас книг, которые формируют жестокость. Если агрессия всё-таки присутствует в произведении, то только чтобы показать, как себя нельзя вести. Даже «Колобок» и «Курочка Ряба» - глубоко философские вещи.

Ошибки в постах

- Вы активно общаетесь со своими подопечными в социальных сетях. Не хотите отставать в освоении современных процессов, чтобы говорить с детьми на одном языке?

- Конечно. Можно безнадёжно отстать от детей, и им будет совершенно не интересно с учителем. Намного проще и удобнее стало общаться с родителями. А детям в соцсетях я отправляю разные интересные задания - в пабликах, постах мы вместе ищем ошибки. Помимо того, чтобы находить общий язык, нужно ещё уметь договариваться. К примеру, одна моя коллега соглашается идти с детьми на рок-концерт, а потом - они с ней на концерт классической музыки.

- Почему сейчас не хватает учителей? Профессия педагога перестала быть престижной из-за невысокой заработной платы, или не стало тех, кто способен найти с ребятами общий язык и научить их?

- Учитель - сложная работа. Знаете, я, наверное, не смогла бы работать учителем, если бы не моя семья. Приходишь на работу к восьми часам - уходишь поздним вечером. У меня, слава Богу, есть кому и поесть сварить, и прибраться дома. Если бы это всё висело на одной мне, я, может, и не смогла бы работать в школе. Нужно отметить, что ученики все хорошие и способные, просто их надо любить. А не каждый на это способен. Помимо этого, профессия требует постоянного совершенствования. Кроме основной работы, необходимо участвовать в различных школьных мероприятиях, проектах - нагрузка очень большая. Поэтому молодые специалисты, придя в школу, сталкиваются с действительностью, к которой они не готовы, и бегут. А что касается зарплаты… конечно, всегда хочется больше.

***

- Оксана Викторовна, у вас интересная фамилия - Фан-Ди. Откуда она?

- Досталась в наследство от мужа. Я пыталась выяснить её корни и нашла такую информацию: фамилию Фанди (раньше она писалась слитно) одному из своих приближённых пожаловал Иван Грозный без права её менять. После революции предки мужа бежали в Китай и там она, по-видимому, приобрела раздельное написание.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах