Примерное время чтения: 7 минут
2634

Кежма. Медвежий угол настоящих сибиряков

«АиФ на Енисее» №40 (1925) 04/10/2017
Уникальный храм, которому более 200 лет, ушёл под воду.
Уникальный храм, которому более 200 лет, ушёл под воду. Из личного архива

Ещё недавно на территории Красноярского края сохранялся уникальный заповедник русского старожильческого населения - Кежемский район. В нём коренное население сберегло себя практически в неизменном с XVI века виде. Каким было сибирское село Кежма, узнал корреспондент «АиФ-Красноярск». 

Сибирская житница

Образ жизни, традиционная архитектура и промыслы, даже язык оставался почти неизменным, 500-летней давности с большой примесью тунгусских слов. К сожалению, в других районах Приангарья (Мотыгино и Богучаны) это чудо не сохранилось.

Роль Кежмы во время освоения Красноярского края была очень велика. Особенно в периоды, когда Енисейскому острогу приходилось вести боевые действия. По капризу природы в зоне рискованного земледелия оказался именно этот островок. Полноценная рожь, а в советские времена - помидоры и арбузы, самые рыбные места здесь же. Так что, несмотря на 700 вёрст пути, Енисейск питался хлебом с Ангары вплоть до XIX века. Но и тогда сибирская житница не бросила свои пашни и сохранила традиционные промыслы как двойной залог успешного развития.

Кежемские ворота отличаются от обычных деревенских. Фото: Из личного архива семьи Гревцовых

Причиной неприкосновенности стала её труднодоступность. Этот район находится как бы в сердце Приангарья, и потому равноудалён и для Иркутска, и для Енисейска. А путь к ней тяжёл и опасен. Эта отдалённость требовала экономической самодостаточности, и государство вынуждено было пойти на этот шаг. Всё, что было необходимо населению, район производил сам. Кстати, даже революция ничего не изменила в этом порядке.

При советской власти Кежма стала административным центром. Здесь работали свой мясо- и молочный комбинат. Строилась ВПП для взлёта-посадки Ту-154. Синхронно с появлением проекта Богучанской ГЭС был разработан проект переселения деревни целиком. На новом месте коренных сибиряков ждали и сегодня не везде виданные чудеса - централизованное отопление и ливневая канализация. Благодатное место, способное само обеспечить себя хлебом и прочей продукцией, объективно оторванное от цивилизации. Были у Кежмы и другие достоинства.

Монгол-одуванчик?

Сегодня историческая наука доподлинно знает фамилии основателей этого поселения - Брюханов, Зарубин и Медведев. Встретите человека с такой фамилией, спросите, не с Ангары ли его предки. Если кивнёт, перед вами прямой потомок отцов-основателей. Есть и ещё несколько фамилий, которые упоминаются в истории села.

До недавнего времени существовали даже местные поговорки: «Как есть - так Брюханов, как спать - так Медведев, как работать - Безруких, как драться - так Зарубин». Рукосуевы, Колпаковы, Бурмакины - это всё кежемские старожилы. Их, кстати, профессиональные этнографы различают и в наше время в уличной толчее. Дело в том, что потомки первых поселенцев Сибири отличаются от нас антропологически. Казачкам с собой женщин возить было не с руки, так что в жёны брали тунгусских девушек. Азиатская кровь генетически сильнее славянской и за столько лет должна была бы задавить последнюю. Но тем не менее смесь казачьих и местных кровей привела к появлению особого типа людей. Высокий, рыжий, раскосый, скуластый, крепкий и обязательно белокожий, прямо монгол-одуванчик? Перед вами 100-процентный кежмарь!

Кежма, исторические фото
Обычный сибирский двор был строением открытым. Фото из журнала LIFE

Ещё два века назад исследователи и путешественники отмечали непохожесть жителей этой деревни на другие ангарские поселения. Даже обычный крестьянский двор здесь отличался от любого расположенного в соседнем районе.

Обычный сибирский двор был строением открытым. Кежемский - обязательно крытый и мощёный: зачем всю зиму тратить время и силы и чистить снег? У ворот не лавка-завалинка, а деревянный диван с гнутой спинкой. Здесь же дерево высокое с яркими плодами - рябина или калина, чтобы длинной зимой радовало цветом. Ворота не простые, а резные, винтовые и тоже раскрашенные. Причём по ширине проезда ворота были совершенно не рациональные. Есть у хозяина тройка или нет, неважно - со временем обзаведёмся, не переделывать же потом ворота, так что строим с запасом. Внутренние стены двора образовывали стены хозяйственных построек. Далеко не все они были жизненно необходимы, но строились опять же про запас. Детей нарожают - в прируб поселят, а нет - так для скотины амбар пригодится. Вот этот размашистый оптимизм, не боящийся труда, и был отличительной чертой кежемцев.

Откуда родом Краснояровы?

К сожалению, после заполнения Богучанского водохранилища всё это чудо, вся эта живая история края оказалась на дне.

«Думаю, что здесь мы имеем дело с государственной ошибкой, - сетует археолог Юрий Гревцов. - Надо было любым способом попытаться сохранить саму общность старожилов. Понятно, что самая энергичная часть населения покинула деревню ещё в 1984-1985 годах. Тогда судьба ГЭС повисла в воздухе, но в селе уже запретили хоронить умерших, возводить новые постройки и так далее. Люди, умевшие смотреть на перспективу, уехали на «большую землю». А с другой стороны, даже напоследок поселение первых казаков сумело совершить ещё одно чудо! Уехавшую часть населения государство заместило освободившимися уголовниками. И за двадцать лет, прошедших до возобновления стройки гидро­электростанции, уголовный элемент со своей многовековой субкультурой не смог переломить здешний уклад жизни. Наоборот, суровая сибирская деревня растворила в себе уголовников. Ангарские условия жизни перековали тысячи людей. Теперь этот исконно русский уголок мы утратили навсегда. А ведь Кежма могла стать козырной картой в большой политической игре».

Кежма, исторические фото
Богатая кежемская жизнь закончилась на дне водохранилища. Фото: Из личного архива семьи Гревцовых

«Сейчас в стране действует множество программ для малых народов, - продолжает Юрий Гревцов. - Самая большая мечта - получить статус исчезающего народа, который сопровождается максимальными льготами. Вот у нас в крае, например, есть долганы. Они пользуются всеми правами коренного населения енисейского Севера. Но вам любой учёный скажет, что в этногенез долган наряду с селькупами, якутами, нганасанами вошли и русские.

Получается, что наши предки стали прародителем коренного населения? Так, может, настало время объявить потомков первопроходцев старожильческим населением? Не надо каких-то особых льгот. Давайте разработаем закон, который позволит просто регистрировать сам факт наличия русского старожильческого населения. Один пример - откуда родом Краснояровы? Только из одного города, так же, как Устюжанины. Им прописку можно не ставить. Они родом из Красноярска! И только отсюда, они местные старожилы».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах