245

Лучший во всём или просто счастливый? Как развивать ребёнка, не навредив

Каждый ребенок талантлив от рождения.
Каждый ребенок талантлив от рождения. / Дмитрий Овчинников / АиФ

Какой ответственный родитель не стремится с пеленок вложить в ребёнка всего лучшее и как можно больше? «АиФ-Красноярск» пообщался с педагогом-психологом Анастасией Лобкаевой и выяснил, как помочь ребёнку определиться с хобби, существуют ли природные предрасположенности к занятиям и как найти баланс между детским отдыхом и развитием.

Погода в доме

Наше время предлагает детям самые разнообразные кружки, а их родителям – не менее разнообразные цены на их посещение. Но главным и бесплатным местом, где ребёнок развивается, остаётся его дом.

Самое важное в «домашней» части воспитания, по мнению эксперта, – правильная расстановка границ между взрослыми и чадом. Детей необходимо воспринимать как отдельных людей со своими желаниями и особенностями: психологическими и физиологическими. Навязывать ему свои установки «для его же блага», значит, заставить доживать детство мамы или папы.

Также взрослым не стоит использовать любовь как мотивацию. Родительское тепло только за пятёрку в школе или первое место в конкурсе может быть крайне травмирующим опытом, считает психолог. В будущем такие люди очень зависят от чужой похвалы (чем другие могут пользоваться) и становятся несчастными. В семье должна работать та самая любовь не за что-то, а вопреки всему.

Семейная поддержка необходима для ребёнка. С годами на него должно ложиться всё больше ответственности за свои решения – от самостоятельно выбранной игрушки до вуза и места работы. При этом все годы взросления человеку важно чувствовать семейный «тыл» и знать, что от него не отвернутся из-за ошибки.

Родительский пример также важен в формировании личности чада. Дети активных и увлечённых хобби людей без лишних наставлений воспринимают такой образ жизни как норму. Точно так же отпрыски пассивных родителей недоумевают, если от них требуют продуктивности.

 «К нам иногда приходят люди, которые мечтают привить ребёнку любовь к чтению. Правда, потом оказывается, что он их сроду не видел с книгой, и их желания не разделяет совсем», – делится профессиональным опытом педагог-психолог.

Кроме того, специалист рекомендует родителям следить за собственным психо-эмоциональным состоянием, потому что любые «сбои» в вас, скорее всего, отразятся и на детях.

Помочь с выбором

Пройдёмся по основным проблемам, которые могут возникнуть, когда семья решает, что чаду пора ходить на кружки.

Ничего не интересно. Каждый ребёнок чем-то интересуется, рассказывает эксперт. Варианта два: либо он просто не понимает, как именно можно связать свой интерес с развитием, либо он боится браться за что-то новое из-за возможных неудач. При обеих проблемах важна поддержка родителей. Необходимо помочь отпрыску определиться с кругом возможных хобби и объяснить, что быть во всём лучшим – не обязательно.

Если на «семейном» уровне проблему решить не удаётся, грамотным решением будет обратиться к психологу-профориентологу, который определит возможности и предрасположенности ребёнка.

Бросает начатые хобби. И с такой проблемой родители обращаются к специалистам. Ключевой вопрос – мириться с частыми отказами от новых занятий или настаивать на продолжении? Психолог рекомендует попробовать три пробных занятия. Не меньше, потому что в самом начале ребёнка могут оттолкнуть сторонние вещи: более успешные в этом деле дети, незнакомый коллектив и т.д.

Если всё-таки не зацепило, определяемся с другим кружком и снова вперёд на три занятия. И так, пока чадо не найдёт то, что действительно по душе. Если такие «пробы» затянулись, имеет смысл посетить специалиста, который определит, в чём именно проблема, и поможет ребёнку справиться с выбором.

Выбирает неперспективное направление. Если на чаше весов оказываются перспективность/польза и интерес, эксперт отдаёт приоритет последнему. К тому же, актуальные сейчас профессии могут совсем исчезнуть к 20 годам отпрыска. А вот обида на родителей, которые заставляли ходить на ненавистный кружок, останется надолго.

«Как психолог я часто сталкиваюсь с детьми, которые занимаются тем, чем не хотят. С уверенностью говорю, что пользы они получают меньше, чем те, кто занимается чем-то желанным. Даже если первые идеально справляются с нелюбимыми задачами, а последние испытывают трудности, но наслаждаясь процессом», – говорит Анастасия.

Большинству подростков непонятна мотивация «это тебе в будущем пригодится», объясняет психолог. Для ребёнка важен интерес и удовольствие сейчас, а не какая-то мифическая польза потом. Родителям не стоит надеяться, что дитя, повзрослев, скажет им спасибо за годы в нелюбимой «музыкалке». Более того, очень маловероятно, что он свяжет с этим занятием свою жизнь.

Родителям важно понимать, что любое дополнительное занятие развивает и сразу по нескольким «фронтам». Условная лепка может как привести ребёнка в огромную мультипликационную компанию, так и отлично развить его моторику (что, в свою очередь, полезно для многих областей). А кроме нового умения, человек осваивает и социальные связи.

Иногда родители не разрешают чаду бросить нелюбимое занятие, просто потому что уже вложили в него много денег, сил и надежд. Эксперт убеждает, что всё потраченное – не зря, ведь чадо уже чему-то да научилось, а значит, всё оправдано.

Что касается предрасположенности к какому-то виду деятельности, то эксперт считает, что она определяется физиологией и нервной системой детей. Одни очень медлительны, по природе им больше подходят монотонные занятия, где нужно кропотливо разбираться в деталях. Другие – активные непоседы, которых сложно удержать на месте для «сидячих» хобби.

Но одной природой руководствоваться не стоит. Если ребёнок проявляет интерес к несвойственному своим возможностям хобби, вполне уместным будет попробовать немного «замедлить» непосед и «убыстрить» медлительных», отмечает психолог.

Баланс между отдыхом и занятиями

Иногда сами родители пытаются максимально «загрузить» отпрыска. Любые отговорки чада от похода на кружок воспринимаются как лень, капризы или манипуляции. На деле же человеку не будет лень заниматься действительно интересующим его делом. Постоянные «боли в животе» перед тренировками или курсами – верный знак, что ему не интересно.

Кроме того, ребёнок действительно может просто устать, даже имея интерес к делу. Тогда есть смысл пересмотреть график. Дополнительные занятия, если вы не растите чемпиона, должны быть разноплановыми и проходить хотя бы с дневными перерывами.

Гораздо тяжелее с теми детьми, которые по каким-то причинам не могут прямо сказать родителям, что не хотят заниматься чем-то. Своё негодование они могут выражать раздражительностью по мелочам или подавленностью.

Также пристального родительского внимания заслуживают дети, которые сами не могут остановиться. Вчера у них бокс, сегодня английский и информатика, а завтра танцы. По их добровольному желанию. Как отмечает эксперт, проблема может крыться в неумении выбирать или стремлении доказать себе и другим, что он самый-самый.

«В будущем такие дети превращаются в лучших работников, постоянно задерживаются, делают работу за других. Но это грозит тяжёлыми состояниями», – комментирует психолог.

Решением, как и в предыдущих примерах, может стать только честный разговор родителя и ребёнка с деликатным предложением первого немного «замедлиться». Важно уточнить – точно ли чаду нравится кружок? Что он хочет от него получить? Не лишним будет и показать такого подростка психологу, потому что это могут быть симптомы невроза или сильная тревожность.

Маркеры переутомления детей: проблемы со сном, проблемы с питанием (ест слишком много или мало), постоянно пониженное настроение, плаксивость, агрессия.

 «Детей нужно уважать, слушать и любить, – говорит Анастасия, – Именно в любви рождается всё, что родители по ошибке пытаются внести в ребёнка наказаниями и манипуляциями».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах