В Красноярске объявили о начале строительства метро. Это исторический момент, которого ждали несколько десятков лет. «Мы будем строить метро не вчерашнего и не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Есть все основания считать, что это будет одно из лучших решений в области метростроительства в стране», – заявил губернатор Александр Усс.
Компания с репутацией
10 августа 2022 года в правительстве края подписали ряд контрактов на проведение комплекса проектных и строительно-монтажных работ по созданию в Красноярске линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта.
Заказчиком работ является государственное предприятие Красноярского края «Центр транспортной логистики». Выполнит все работы «под ключ» группа компаний «Моспроект-3», имеющая большой опыт реализации инфраструктурных проектов в Москве и регионах.
«Это группа компаний не только со столичной, но и с региональной репутацией. Она специализируется на подготовке к проектированию и реализации комбинированных комплексных проектов, умело сочетая решения по подземной и наземной проходке рельсового транспорта с использованием современных цифровых технологий», – пояснил председатель правительства края Юрий Лапшин.
Компания разработала Сокольническую линию в Москве. Инженерами холдинга создан уникальный наземный участок в створе автомобильной магистрали. Технологическое решение позволило в кратчайшие сроки обеспечить метрополитеном новомосковский округ столицы. Также специалисты разработали концепцию легкорельсового транспорта для Челябинска, сейчас подрядчик возводит участки двух линий в Нижнем Новгороде.
Быстрее и дешевле
Подземку планируют построить от улицы Высотной до Шахтёров – на ветке протяжённостью 11 км разместят шесть станций, из них четыре будут под землёй, оставшиеся две – наземными. Новый вариант несколько отличается от старого, он будет охватывать большее расстояние: с Высотной можно будет уехать до Шахтёров, в то время как первый этап прошлого проекта предусматривал расстояние от Высотной до центра.
Принципиальным отличием нового проекта красноярского метрополитена от старого стало поднятие основного участка линии ближе к поверхности и отказ от станций глубокого заложения, которые влекут длительный и дорогостоящий закрытый способ проведения строительных работ. Кроме того, инженерный корпус и здание эксплуатационного персонала предлагается разместить в депо. Как рассказала генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова, выбор в пользу станций мелкого заложения позволит эксплуатирующей организации в дальнейшем грамотно оптимизировать пассажиропотоки – пересадки на наземный транспорт станут короче и быстрее. В дальнейшем есть возможность продлить маршрут ещё на 4 км и построить дополнительно шесть наземных станций.
«Проект очень интересный, одна из важных задач – интегрировать подземную систему рельсового транспорта в городскую наземную сеть. Мы предлагаем краю одно из самых современных технологических решений, которыми мы владеем. Уверены, что проект улучшит и украсит транспортную систему Красноярска», – пояснила Анна Меркулова.
По словам Юрия Лапшина, в результате строительства метро и развития трамвайной сети мы получим современный и экологичный рельсовый скоростной транспортный комплекс, удобный для пассажиров.
Временные трудности
Проект, получивший поддержку президента России Владимира Путина после обращения губернатора края Александра Усса, финансируется через механизм федерального «инфраструктурного меню» – с использованием бюджетного кредита (89 млрд рублей). Готовить территорию строительства регион будет за счёт собственных средств (2,7 млрд рублей).
«Мы стали свидетелями по-настоящему исторического события – подписания контракта на обеспечение полного цикла создания метро в Красноярске, от проектирования и до финиша. Это наша красноярская мечта, поддержанная президентом России. И для меня это является, возможно, главным делом жизни. Мы будем строить метро не вчерашнего и не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Есть все основания считать, что это станет одним из лучших решений в области метростроительства в стране», – отметил Александр Усс.
Губернатор подчеркнул, что надо быть готовым к неудобствам в связи с перекрытием улиц, вскрытием проезжей части, которые принесёт масштабная и сложная работа. «Нам надо перетерпеть какое-то время и помнить, что трудности временные, а метро – навсегда», – добавил глава региона.
По словам Александра Усса, вместе с проектом создания метро в жизнь красноярцев вошёл термин РСТК – рельсовый скоростной транспортный комплекс. Он предусматривает совмещение экологичных видов транспорта: трамвая и подземной части метрополитена – для удобства пассажиров. Они смогут проехать через весь город, не выходя из вагона.
Для реализации проекта РСТК разрабатывается концепция замены трамвайного комплекса города. Речь идёт об обновлении подвижного состава, модернизации и продлении путей до Солнечного и правобережья Красноярска. Этот масштабный проект оценивается в сумму 23,1 млрд рублей.