Аргументы и Факты
krsk.aif.ru
16+
Красноярск
Аргументы и Факты
krsk.aif.ru
16+
Красноярск
Примерное время чтения: 7 минут
425

Нашел уют в языке? Филолог объяснила, почему «зумер» стал «Словом года 2025»

Тим Яржомбек / Грамота.ру

Эксперты выбрали «Слово года 2025». Им оказался «зумер». Многие про него слышали, у многих оно на слуху.

Конкуренты у «зумера» были серьезные. Это и «промт» и «ред-флаг», и «выгорание». Но они не удовлетворили большинство экспертов и не получили пальму первенства.

Корреспондент krsk.aif.ru выяснил, с чем связана победа «зумера» в самой почетной лингвистической премии.

Символический ярлык молодого поколения

Слово «зумер» стало главным словом 2025 года по версии авторитетного портала Грамота.ру. Как и в прошлые годы, выбор слова был многоступенчатым. Сначала эксперты отобрали те слова, которые пока не зафиксированы в словарях, но устойчиво используются в общении носителями русского языка. Затем с помощью статистической проверки отсеяли слова-однодневки, популярность которых обусловлена яркими событиями, вызвавшими большой резонанс, к примеру, «чушпан» или «квадробер», которые были популярны год-два назад, но нынче почти не используются.

После этого отобранные слова направили на голосование. Как говорится на портале Грамота.ру, среди отобранных слов специалисты выбрали фаворитов. Голоса за них отдали 469 филологов из 23 организаций со всей России — от Ростова-на-Дону до Петропавловска-Камчатского. Каждый мог проголосовать не более, чем за два-три слова.

«Были представлены различные возрастные группы: 20–27 лет, 28–45 лет и 46+. Мы постарались учесть мнение разных научных поколений — привлечь молодых специалистов, опытных исследователей и преподавателей, известных ученых», — отметили в пресс-службе Грамоты.ру.

Зумеры — люди, родившиеся в период с конца 1990-х по 2010-е годы.
Зумеры — люди, родившиеся в период с конца 1990-х по начало 2010-х годов. Фото: ПАО «МегаФон»

В итоге больше всего голосов набрало слово «зумер». За него проголосовали 42% специалистов. Немногим отстали «выгорание», «ред-флаг» и «промпт», набравшие 38%, 37% и 36% соответственно.

«„Слово года“, с моей точки зрения, — это повод проанализировать год в лингвистическом плане и через язык выйти на то, чем живет общество. Само слово „зумер“ давно всем известно, но оно расширило свое значение, стало символическим ярлыком для молодого поколения. Кажется, нас зацепило не столько слово, сколько явление: зумеры обращают на себя внимание, многое в их поведении шокирует старших, и мы через них осознаем новые проблемы, связанные с картиной мира молодого поколения», — считает специалист по неологии, заведующая отделом лексикографии современного русского языка Института лингвистических исследований РАН Марина Приемышева.

Самое русифицированное

Почему слово «зумер» стало главным словом 2025 года, корреспонденту krsk.aif.ru рассказала старший преподаватель кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ Ирина Жмакина.

«Я думаю, что слово „зумер“ в лидерах, так как оно самое русифицированное и уже адаптированное к нашим языковым реалиям. Его семантика настолько точно отражает социальный и культурный аспект, что само слово успешно внедрилось в культурный словарь населения и чувствует себя абсолютно комфортно», — объяснила Ирина Жмакина.

Как отметила специалист по русскому языку, «зумер» — это слово, заимствованное из английского языка.

«Оно обозначает людей поколения Z. Это люди, родившиеся в конце 1990-х — начале 2000-х по начало 2010-х годов. Это поколение, выросшее в цифровой среде. Их отличительная черта в том, что они с самого детства свободно пользуются смартфонами, комфортно чувствуют себя в сети Интернет и социальных сетях, воспринимают их как естественную часть жизни. Во многом это определяет и способ мышления зумеров», — отметила филолог.

Слово «зумер» получило полноценное лексическое толкование.
Слово «зумер» получило полноценное лексическое толкование. Фото: АиФ

Факторы, влияющие на выбор «Слова года»

В целом выбор «Слова года», как объяснила специалист, это своего рода языковая и культурная традиция, отражающая ключевые события, настроения, тренды общества, находящие отражение в языке.

«На выбор слова года влияет несколько факторов. Первый — это, конечно, частотность употребления слова, его так называемая медийная активность. Слово может вируситься в разных каналах коммуникации. Чем шире и точнее его значение, тем чаще мы видим его в информационном пространстве, — рассказывает Ирина Жмакина. — Еще один фактор — это расширение семантики слова, его лингвистическая новизна. Адаптация слов тесно связана со сроком их жизни, контексты употребления меняются, что позволяет использовать то или иное слово в новых амплуа. Немаловажную роль играет и взгляд филологов на место слова в языке, поскольку именно они следят за тем, как общество реагирует на неологизмы или заимствования, принимает или не принимает его».

Символично, что Грамота.ру тоже может считаться зумером. Этот портал был создан в 2000 году, и в этом году он отметил 25-летие.

Напомним, что в прошлом году «Словом года» стал «вайб». Помимо него еще были интересные номинанты. О них можно вспомнить в нашем материале.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах