2016 год объявлен в России годом кино. На первый взгляд, красноярский край вряд ли оставил заметный след в кинематографе. Общеизвестны лишь пара-тройка фактов о съёмках на территории нашего региона. Но, если обратиться к истории. Окажется, что нам есть чем гордиться. Например, тем, что в Красноярске жил и работал известный режиссёр Сергей Герасимов.
Город с обликом столицы
О раннем, «докиношном» периоде биографии знаменитого режиссёра известно мало. Но в своей автобиографии он писал: «Переехав с семьёй в Сибирь, продолжал своё безалаберное учение в Красноярске, деля его с работой, которую начал в 14 лет на одном из красноярских заводов. Годы были трудные, голодные, и получилось так, что какое-то время я был единственным кормильцем в семье».
Через несколько лет Сергей Герасимов вернулся на сибирскую землю уже в качестве режиссёра. Об этом рассказывает Ксения ПОХАБОВА, специалист отдела краеведческой информации Краевой библиотеки Красноярска, которая несколько лет занимается темой кино.
В творческом наследии Герасимова был период, когда он снял подряд четыре оригинальных кинематографических романа о современности, каждый из которых представлял собой большой двухсерийный фильм. Первые три: «Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967), «У озера» (1969) - рассказывали о людях шестидесятых годов, молодом поколении тех лет, их судьбах и стремлениях. Четвёртый, под названием «Любить человека», вышел на экраны страны в 1972 году. Эта лента была снята в Норильске.
Впервые своими задумками о новом фильме с рабочим тогда ещё названием «Градостроители» Сергей Герасимов поделился на страницах журнала «Советский экран» в 1970 году. Отвечая на письма читателей о дальнейших творческих планах, он писал: «Ещё раньше, когда складывался замысел фильма «У озера», тут же попутно рождалась соседняя тема, тема строительства новых городов, которые поднимаются сейчас вокруг всех сибирских новостроек».
У режиссёра, который путешествовал по разным городам, «появилось желание сделать картину о городском архитекторе, какого сейчас ещё нет, но который должен народиться и стать на своё место». Литературный вариант сценария будущего фильма был напечатан в журнале «Искусство кино» в 1971 году. Изначально в сценарии нет чёткого описания места действия, сказано просто «город на северо-востоке». Подходящая «натура» искалась долго.
Совет, которым в итоге воспользовались кинематографисты, исходил от Владимира Ивановича Долгих - тогда первого секретаря Красноярского крайкома КПСС, который долгое время был директором Норильского горно-металлургического комбината. Он предложил снимать фильм в Норильске. Приехав туда, съёмочная группа была поражена столичным обликом и бытом города, его широкими проспектами, неоновыми огнями и людьми. Сергей Герасимов вспоминал: «Это город очень своеобразный. Когда въезжаешь сюда через большую площадь, открывается картина, которую никогда не забудешь, она неповторима. Город как-то расположен к людям. Похоже, что здесь живёт одна большая семья». Так и было определено место съёмок, началась работа.
Мехико-Норильск
В центре фильма - люди со своими страстями, сложной любовью, которая связывает двух главных героев - Дмитрия Калмыкова (Анатолий Солоницын) и Марию Архипову (Любовь Виролайнен). Они знакомятся во время симпозиума архитекторов в Москве. Главный герой фильма, руководствуясь принципом «все беды происходят не оттого, что люди поступают неправильно, а оттого, что они вообще не поступают, чего-то ждут», буквально в первый вечер знакомства предлагает Маше выйти за него замуж. После некоторых сомнений и раздумий она соглашается и уезжает с ним на «северо-восток». Здесь, в Заполярье, архитектор Калмыков претворяет в жизнь свою идею создания дома-комплекса. Кстати, проект дома, о котором идёт речь в фильме, действительно был сделан в своё время по заказу Министерства газовой промышленности.
В реальной жизни его строительство предполагалось в Тюменской области. В фильме много рассуждений о современной архитектуре, в общее действие картины органично включён сюжет, съёмки которого проходили в Мексике. Там были сняты сцены, связанные с творчеством Хосе Давида Альфаро Сикейроса - в работах этого мастера, по мнению Герасимова, воплощена мощь, энергия и красота века. Этот эпизод стал поводом, чтобы 25 июня 1971 года в газете «Заполярная правда» появилась заметка с весьма интригующим названием «Мехико - Норильск».
В одном из интервью Сергей Аполлинариевич сказал о героях своей картины: «Этих героев я люблю не потому, что я их придумал, а потому, что в них собраны черты многих дорогих мне, близких людей - людей с широким представлением об обязанностях человека на земле, которых я считаю если не образцовыми, то, во всяком случае, глубоко симпатичными для меня, людей, с которыми я хотел бы дружить, прожить жизнь».
Съёмочная группа приезжала в Норильск неоднократно, в разное время года. Многое из того, что было снято и вошло в фильм, изначально даже не планировалось. Особое место в этих «дополнениях» принадлежит красотам северной природы. На создателей фильма произвёл неизгладимое впечатление контраст холодной природы с буйным цветением - именно поэтому в картине появились кадры и с лыжной прогулкой, и пургой, цветением тундры и тому подобное. А в 1973 году за фильм «Любить человека» Сергей Герасимов получил первую премию «За глубокую разработку актуальной и современной темы» на Всесоюзном кинофестивале.