«Ваша карта заблокирована», «Вам положена компенсация, перейдите по ссылке», «Мама, я попал в ДТП», «Ошибочный перевод средств». Подобные сообщения чуть ли не ежедневно приходят на наши мобильные телефоны. Жизнь переместилась в виртуальное пространство, и мошенники тоже.
Они атакуют граждан по всем фронтам, используя все имеющиеся современные средства связи. «АиФ-Красноярск» выяснил у экспертов, как не стать жертвой обмана и можно ли мошенников привлечь к ответственности.
В погоне за выгодой
На прошлой неделе всего за сутки жулики обманули десять жителей края на сумму более 8 млн рублей. В сети мошенников попали жители Красноярска, Лесосибирска, Норильска, Шарыпова, Дудинки и Ачинска. Проживающий в Железнодорожном районе краевой столицы мужчина лишился разом более 3,5 млн рублей. Ему позвонил якобы сотрудник банка и сообщил, что с его карты пытались снять деньги. Чтобы защитить сбережения, предложил взять кредит и перевести на «безопасный счёт». Мужчина выполнил всё, что ему сказал мошенник.
Подобные случаи происходят с завидной регулярностью. Причём жертвами обманщиков становятся не только пожилые, но и люди среднего и молодого возраста. К женщине в квартиру позвонил сотрудник фирмы по продаже дымовых извещателей. «Ссылаясь на какое-то постановление, сказал, что каждый собственник обязан иметь такие приборы, предложил купить и сразу установить. Потом узнала, что никакого постановления нет, а цена датчиков в специализированном магазине в четыре с половиной раза ниже», – рассказывает Екатерина П.Несмотря на разъяснительную работу, которую проводят сотрудники полиции, профилактические беседы, просьбы присматривать за своими престарелыми родителями и беречь их от опрометчивых поступков, всё это словно уходит в песок. А стремление к выгоде мошенники умело используют, чтобы обратить слабости человека в свой доход.
«Расчёт простой: из 100 человек 10 сделают всё, что им скажут. Когда потерпевшие приходят в слезах в полицию, признаются, что знали или слышали о способе мошенничества, жертвой которого стали, – делится начальник отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Красноярскому краю Сергей Баранов. – Ни возраст пострадавших, ни их социальный статус в таких случаях значения не имеют. Считаю, для этого есть всего две причины: стремление сохранить имеющиеся накопления или желание быстро заработать. Человек находит сайт, где предлагается за 20 минут получить миллион. В отзывах видит красивых девушек и брутальных мужчин, мчащихся на дорогих иномарках. Возникает желание попробовать. Кто-то отправляет 1 тыс. рублей, кто-то две, а третий – 200 тыс. Через определённое время сайт исчезает».
Старо, как мир
Все способы, которыми пользуются жулики, хорошо известны. Наиболее распространённый, который срабатывает, несмотря на многократные предупреждения, – сообщение, что родственник попал в ДТП. На телефон звонит мужчина и голосом, похожим на голос сына или внука, говорит, что нужны деньги, чтобы вызволить его из беды. Сделает это хороший полицейский за определённую мзду.
Вместо того чтобы набрать номер близкого, человек мчится в банк. Сотрудница одного из них рассказала, как вдвоём с коллегой они увидели у банкомата старушку, просившую окружающих помочь ей перевести крупную сумму кому-то на телефон. Поняв, что это номер мошенника, девушки пытались отговорить бабулю, но она упорно настаивала на своём. Пришлось вызвать полицейского. Он убедил престарелую женщину позвонить сыну, который якобы попал в ДТП. Когда она услышала, что с ним всё в порядке, долго благодарила.
Случаи, когда сотрудники банков предотвращают хищения, нередки, подтверждает Сергей Баранов, но и преступники стали осмотрительнее.
«Они просят потерпевших говорить, что деньги нужны на операцию или крупную покупку. Запомнился один из последних случаев, когда в отдел в слезах обратилась женщина, которая через банкомат четыре часа переводила на неизвестные номера 2 млн рублей. К сожалению, только опустив последнюю купюру в терминал, люди понимают, что их обманули, и обращаются в полицию. Сотрудник службы безопасности банка никогда не будет звонить вкладчикам – их миллионы. Позвоните на телефон горячей линии, уточните, работает ли в банке сотрудник с названной фамилией. И уж тем более не сообщайте ПИН-код, три цифры на обороте карты и её номер. Но граждане не верят полицейским, зато безоговорочно доверяют неустановленным лицам», – сетует Сергей Баранов.
Манипуляция сознанием
«Несколько лет меня донимали лжесотрудники известного банка, представляясь службой безопасности. Говорили, что ищут клиента, якобы задолжавшего 128 тыс. Он дал им мой телефон как поручителя», – рассказывает Валентина М.
– Пытались выяснить моё имя и завести разговор. Избавилась от назойливых мошенников, после того как обратилась в красноярское отделение банка, где посоветовали попросить звонивших прислать на электронную почту договор, где заёмщик указал мой номер. Звонки прекратились». Однако не все могут противостоять обманщикам.
Склонных к внушению людей немало, говорят психологи. Оно бывает коротким – по принципу «здесь и сейчас», и длительным, когда применяются технологии программирования. Их используют в мошеннических организациях, где ведётся специальная подготовка, проводятся тренинги по отработке приёмов воздействия на людей. Для этого есть специальные технологии влияния вплоть до введения в транс.
«Мой дальний родственник, ему 25 лет, попал в одну из таких организаций. Взял большой кредит на покупку какого-то предмета с целью реализации. И теперь не знает кому его продать. Но при этом продолжает ходить на собрания, семинары и является адептом этой организации. Как ему помочь, близкие не знают», – поделилась печальной историей красноярка Кристина.
На заметку
Как противостоять мошенникам?
- Не открывать двери незнакомым людям
- Не отвечать на незнакомые телефоны и блокировать их
- Если взял трубку, вовремя прервать разговор
- Не принимать быстрые решения, сделать паузу
- Собрать и проверить информацию о предлагаемом товаре или услуге, почитать отзывы, узнать мнение знакомых и друзей
- Научиться говорить «нет» незнакомцам
- Попросить незнакомца представиться, потом проверить, работает ли такой человек в ведомстве, от имени которого говорит
- Пользоваться только проверенными сайтами, не открывать спам и сомнительные ссылки, совершать покупки, используя отдельную карту
- Проиграть разные ситуации с детьми и родителями, чтобы закрепить желаемые способы реагирования