Обман, поддельные протоколы собраний собственников жилья, коммунальные разборки… Сфера ЖКХ остаётся одной из самых коррумпированных отраслей, заложниками ситуации в ней становятся обычные люди.
Как отстоять свои права и заставить управляющую компанию выполнять свои обязанности, почему чиновники Службы строительного надзора не всегда защищают права собственников? Эти и другие вопросы корреспондент «АиФ-Красноярск» обсудил с руководителем проекта «Академия домового управления» общественного движения «Народный контроль в сфере ЖКХ» Дмитрием Ивановым.
Игнорируют своё право
Татьяна Фирсова: Дмитрий, реформа ЖКХ в РФ началась в 2004 году. Почему она до сих пор даёт сбой, ведь прошло уже 16 лет?
Дмитрий Иванов: Да, именно в 2004 году был принят современный Жилищный кодекс и появились управляющие компании. При этом переустройство отрасли продолжается до сих пор. На нашей памяти – введение системы капитального ремонта, мусорная реформа, лицензирование деятельности управляющих компаний. Но главная проблема пробуксовки – в высоком уровне коррупции, порождающей недоверие со стороны населения. Напомню, что осенью 2020 года в офисе Службы строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю силовики произвели выемку документов для проверки деятельности руководителя и двух его замов. В отношении одного из них в 2021 году было возбуждено уголовное дело по подозрению в получении взятки. Такие негативные моменты, безусловно, оказывают влияние на всю отрасль ЖКХ.
В то же время собственники, которым Жилищным кодексом дано право самим решать вопросы в отношении общего имущества дома, зачастую его игнорируют. В большинстве своём люди инертны. Чем и пользуются недобросовестные руководители УК, составляя фиктивные протоколы собраний. Этой проблеме уже много лет, но она до сих пор не решается, правоохранительные органы хоть и возбуждают уголовные дела, но доведённых до суда крайне мало.
– И всё же как в целом можно оценить работу управляющих компаний в крае?
– Качество содержания жилья не очень высокое. Это подтверждают и данные нашего проекта «Общественная жилищная инспекция», проверку в рамках которого мы проводим несколько лет. У нас на сайте созданы интерактивные карты, где можно увидеть найденные в многоквартирных домах нарушения. В Красноярске домов, где их нет, единицы, а жители не пытаются добиться от УК качественных услуг.
Когда-нибудь потом…
– Люди приватизировали квартиры, в том числе ветхое и аварийное жильё, комнаты в общежитиях, поверив обещаниям государства, что такой жилой фонд будет отремонтирован. Увы, этого не случилось, и сейчас они сталкиваются с реальными проблемами.
– На заре приватизации государство давало обязательства провести капремонт жилья. В одном из городов России собственники нескольких домов даже выиграли суды на десятки миллионов рублей. На что администрация сказала, что денег нет, и она не знает, как выполнять судебное решение. После чего были внесены поправки в федеральное законодательство, и обязательства по капремонту остались только для тех жилых строений, у которых на момент приватизации первого жилого помещения был документ, подтверждающий необходимость капремонта. Пять лет назад была создана система капитального ремонта жилого фонда, куда жители платят взносы, за счёт которых сейчас и ремонтируются дома.
– Капремонт – больная тема для населения. Сколько было примеров, когда строители начинали ремонт крыши и бросали, не доделав её. В результате людям заливало квартиры…
– Система капремонта неповоротлива, непрозрачна, не продумана процедура проведения торгов, выбора подрядчика и т. д. Это и приводит к открытым крышам и страданиям собственников. Слишком много бюрократии, не до конца понятно, как формируется тариф, никто не объясняет, почему он такой. Многие процедуры дорабатываются и до сих пор не нашли свою оптимальную форму, поменялись лишь некоторые детали, а в целом всё осталось, как и было. Думаю, министерство ЖКХ должно заниматься оптимизацией этого процесса.
Хотя в целом надо признать, что региональный Фонд всё-таки работает неплохо – во всяком случае, ни разу не было, чтобы оплачивались невыполненные работы, как это случалось в других регионах. Тем не менее главным остаётся вопрос, почему люди должны сначала долго платить взносы в обмен на обещания, что когда-нибудь потом им сделают ремонт. Более понятно и правильнее было бы провести необходимые работы, а потом людям за них рассчитываться.
– Рост тарифов на услуги ЖКХ раз в год стал нормой, при этом внятных объяснений, почему это происходит, мы не получаем.
– Несмотря на то что и сейчас государство частично субсидирует коммуналку, чтобы не было социального напряжения, всё же его влияние не такое сильное, как было, к примеру, в Советском Союзе.
Там была совершенно иная экономическая модель, где тариф не был привязан к фактическим затратам. В рыночной экономике они регулируются через министерство тарифной политики, куда ресурсоснабжающие организации представляют обоснование повышения. Часть выпадающих доходов компенсирует краевой бюджет.
И всё же большая часть расходов на коммунальные услуги ложится на людей. Три года назад краевое правительство утвердило переход к новой модели рынка тепла, за счёт чего выросла плата за теплоснабжение. Объяснили: чтобы в ресурсоснабжающие организации пришли инвестиции на модернизацию, реконструкцию и т. д. А по сути всё это оплачивает потребитель из своего кармана.
Устали от борьбы
– Вы сказали, что в большинстве своём люди инертны и не отстаивают свои права, которые закреплены в Жилищном кодексе. Неужели всё так плохо?
– Конечно, нет, но положительных примеров немного. Когда люди сталкиваются с бездушной чиновничьей машиной, у них опускаются руки. Показательная история произошла в Лесосибирске, где жители одного из домов решили сменить управляющую компанию. Собственники передали все необходимые документы в Стройнадзор, где их рассматривали целый месяц. За это время управляющая компания, которую хотели поменять, представила в ведомство поддельный протокол. На этом основании собственникам отказали, причём это было дважды. Жители оспорили в суде липовый протокол, потратили на разбирательства почти год, потом обратились к нам. Мы посоветовали им подать в суд на действия Стройнадзора, но, к сожалению, они не стали этого делать, потому что, скорее всего, устали от борьбы.
Когда возникают подобные ситуации, проблемами дома занимаются самые стойкие собственники, которых не останавливают волокита и трудности. Мне приходилось бывать на собраниях собственников жилья, я видел абсолютно противоположное отношение. Где-то жильцы одноподъездного дома, где всего около 40 квартир, годами не могли собраться. В другом доме, где 300 квартир, на очное собрание пришли больше ста человек. Считаю, что главным драйвером в наведении порядка должны быть сами люди.
– Дайте несколько полезных советов собственникам, как следует поступать, если они не могут найти взаимопонимание со своей управляющей компанией.
– Требуйте от управляющих компаний, чтобы они составляли акты, если что-то идёт не так. Например, если температура горячей воды у вас в квартире 50 °С и это зафиксировано в акте, можно получить хороший перерасчёт. Нередко управляющая компания отказывается это делать, тогда следует обращаться в суд. Можно озвучить проблему через наши общественные приёмные, мы окажем бесплатную юридическую помощь, составим заявление в надзорные органы. И не бойтесь прослыть сутягой: чем больше жалоб от вас поступает, тем больше шансов на положительный исход.