Красноярская магистраль занимает уникальное место на транспортной карте страны. Красноярская дорога интегрирована в Транссибирский международный транспортный коридор. Здесь сходятся воедино три стратегических направления: главный ход Транссиба, южный ход Междуреченск - Тайшет и ворота БАМа (через станцию Тайшет). Этим определяется важность дороги для обеспечения не только внутренних экономических связей, но и обороноспособности страны!
Центр страны
Для Красноярского края и Хакасии, где доля железнодорожного транспорта превышает 80%, КрасЖД - это одновременно и системообразующее предприятие, и крупнейший работодатель, и налогоплательщик.
«В этом году празднование Дня железнодорожника проходит под знаком 120-летия Красноярской железной дороги. За более чем сто лет произошли грандиозные изменения. Мы стали глобальной транспортной компанией, которая внедряет самые передовые технологии. Но неизменно одно: от чёткой работы железных дорог зависит экономическая стабильность нашего региона. Как и много лет назад, на магистрали трудятся высокопрофессиональные, талантливые специалисты, которым по плечу выполнение задач любой сложности», - отмечает начальник Красноярской железной дороги Вадим Владимиров.
Дорога как материало- и ресурсоёмкое предприятие является также и активным участником внутреннего рынка Красноярского края. В 2018 году КрасЖД закупила продукцию местных производителей на сумму более 9 млрд рублей. Выстроенные взаимоотношения с региональной Ассоциацией предпринимателей и другими профессиональными сообществами создают дополнительные возможности для привлечения малого и среднего бизнеса к закупкам холдинга.
Большой синергетический эффект для экономики региона имеет реализация инвестиционной программы - наряду с приобретением необходимых материалов у предприятий региона это ещё и создание новых рабочих мест, и увеличение налоговой базы.
«Стальная магистраль всегда живёт в напряжённом ритме. Пройдя большой путь в железнодорожной отрасли, могу сказать, что лучшее место, где я работал, - это Красноярск, - делится воспоминаниями советник генерального директора ОАО «РЖД», начальник Красноярской железной дороги с 1979 по 1984 год Геннадий Фадеев. - В те годы я застал здесь строительный бум, колоссальные объёмы перевозок, которые необходимо было выполнять. В любом деле, в том числе и на железной дороге, всё определяет профессионализм, готовность к решению задач. Всякий раз, когда заходит разговор о Красноярске, в моей памяти возникает то время и люди, готовые к трудовым подвигам. И сегодня красноярская магистраль, её коллектив - это опора экономики Красноярского края».
Спортивный экзамен на «отлично»
Настоящим экзаменом для дороги стала масштабная подготовка пассажирской инфраструктуры к приёму гостей и болельщиков XXIX Всемирной Зимней Универсиады, столицей которой в марте 2019 года стал Красноярск. На магистрали была проведена комплексная модернизация железнодорожного вокзала краевого центра. Внедрены новейшие IT-решения, позволяющие повысить качество обслуживания пассажиров и комфорт их пребывания на вокзале. Вошли в строй интеллектуальные системы: «умный вокзал», «умная» система информирования пассажиров и система входного контроля, соответствующая международным требованиям транспортной безопасности. Здание вокзала было полностью адаптировано под нужды маломобильных пассажиров. Проведена реконструкция посадочных платформ. Для комфортной доставки болельщиков и спортсменов был обновлён парк подвижного состава. В начале 2019 года с завода-изготовителя прибыли 5 составов серии ЭП3Д, которые соответствуют последним современным техническим и эстетическим нормам.
В целом дорога для Универсиады построила и модернизировала 28 объектов пассажирской инфраструктуры. Инвестиции в реализацию проекта составили 3,7 млрд рублей.
«Все эти объекты продолжают работать и сейчас, формируя, по сути, городскую среду нового уровня. В этом плане Универсиада стала для нас неким трамплином для дальнейшего развития. Создавая новые объекты инфраструктуры, в первую очередь остановочные пункты вблизи спортсооружений, мы всё-таки старались делать так, чтобы новые платформы были востребованы не только в период Универсиады, но и в дальнейшей перспективе», - говорит начальник Красноярской железной дороги Вадим Владимиров.
Красной строкой прошёл вклад дороги в благоустройство Красноярска. В январе 2019 года в столице края засияла новая архитектурно-художественная подсветка железнодорожного моста через Енисей. С помощью 1258 прожекторов создан неповторимый объёмный облик его конструкций. Красноярцы уже назвали мост лунным и хрустальным. Подсветка радует горожан в дни государственных и региональных праздников.
Вместе с городом
Особая роль в решении городских транспортных и экологических проблем Красноярска отводится проекту «Городская электричка». Это реальный вклад в формирование современных стандартов общественного транспорта столицы края.
В 2012 году Красноярск стал первым сибирским городом, запустившим проект «Городская электричка». Его инициаторами стали Красноярская железная дорога, правительство Красноярского края, администрация Красноярска и компания «Краспригород». Каждая из сторон имеет свои задачи. РЖД развивает инфраструктуру, строит посадочные платформы, «Краспригород» обеспечивает перевозку пассажиров, мэрия создаёт удобные подходы к остановочным платформам и обеспечивает интеграцию электропоездов в систему общественного транспорта, а краевые власти поддерживают проект на законодательном уровне и осуществляют тарифное регулирование.
За время реализации проекта пассажиропоток увеличился более чем в два раза - с 769 тыс. до 1,59 млн человек. Ежегодный прирост составляет около 20%. За 2018 год городскими электропоездами Красноярска воспользовались более 1,5 млн человек, за первое полугодие текущего - уже 870 тыс.
Стремительному развитию проекта способствовали два важнейших решения. Первое - отказ от зонной тарификации и введение единой стоимости проезда в электричке в пределах города, которая была приравнена к цене проезда в городском общественном транспорте. Второе - включение в орбиту проекта города Дивногорска.
За минувшие шесть лет железная дорога ввела в строй семь новых пассажирских платформ: «Тихие Зори», «Калинина», «Белые росы», «Железнодорожная больница», «Северное шоссе», «Водопьяново» и «Бобровый лог». Сегодня в схему движения входят 20 остановочных пунктов на территории Красноярска и девять - на направлении до Дивногорска.
В будни электричками пользуются около 6 тыс. жителей агломерации. Перспектива развития проекта «Городская электричка» на ближайшие три года - создание радиально-кольцевого движения с 32 остановочными пунктами. Уже ведётся строительство двух платформ в Советском районе - «Металлургов» и Сады». На сегодняшний день РЖД вложила в проект более 300 млн рублей.
«120 лет назад именно с приходом железной дороги в наш регион в крае начался индустриальный бум, - говорит министр транспорта Красноярского края Константин Димитров. - И сейчас развитая сеть стальных магистралей позволяет нам реализовывать такие масштабные проекты, как «Енисейская Сибирь». Добыча огромных объёмов полезных ископаемых, перевозка леса, производство алюминия - всё это невозможно без железнодорожного транспорта. Сегодня Красноярская железная дорога принимает самое активное участие в жизни края. Хочу сказать особые слова благодарности руководству дороги и всему коллективу за подготовку к Универсиаде-2019».