Электросамокаты ворвались в жизнь красноярцев с ветерком: сам мэр со своими дочками протестировал сервис кикшеринга в прямом эфире «Инстаграма». Начиналось всё оптимистично: экологичный транспорт, молодёжь в восторге, самокат может заменить поездки на авто на небольшие расстояния. А потом случились первые ДТП в центре города и первое возмущение пешеходов, которых электросамокатчики потеснили на пешеходных тротуарах.
На острове порядок
«Электротранспорт появился в городе внезапно, в 2019 году. Тогда он массово использовался на острове Татышев, в центре почти не встречался. За первые полгода 2019-го мы зафиксировали на острове 12 ДТП с участием электросамокатов – в основном наезд на пешеходов. Тогда в прокате было много электрических устройств мощностью более 250 Вт, а на них необходимо водительское удостоверение. И передвигаться по острову запрещено: мощные модели приравнены к мопедам, а остров Татышев – это пешеходная зона. Мы начали активно общаться с теми, кто арендует транспорт, с прокатчиками, чтобы навести порядок. Прошло два года. Электроустройства ездят по всему городу, особенно в центре. За первые полгода 2021-го мы зарегистрировали 10 ДТП с их участием, 6 человек получили травмы. Зато на острове в этом году ни одного ДТП», – рассказал начальник отделения по пропаганде красноярского ОГИБДД Антон Гостев.
Полицейские отмечают беспечность электросамокатчиков: на них нет ни шлемов, ни защитной экипировки, которую надевают даже роллеры, чья скорость ниже. Важно знать разницу: если у устройства мощность менее 250 Вт, оно считается средством индивидуальной мобильности (сюда относятся гироскутеры, сегвеи и моноколёса), если мощность больше – оно приравнено к мопеду, со всеми действующими правовыми последствиями. Для езды на таком нужно водительское удостоверение категории «М», шлем, а передвигаться на нём по тротуару запрещено.
Сейчас в Красноярском крае работают три компании кикшеринга – поминутной аренды электрических средств передвижения. Дешевле всего минута стоит, если ехать со скоростью до 15 км/ч, дороже всего – если до 25 км/ч. До недавнего времени красноярцы сами решали, насколько быстро им ездить, но потом участились случаи наезда на пешеходов в центре города. ГИБДД совместно с администрацией и бизнесменами решили перенастроить приложение для аренды: теперь оно автоматически ограничивает скорость до 15 км/ч на левобережной набережной, на Виноградовском мосту и острове Татышев.
Пугают пешеходов и собак
«Многие воспринимают электросамокаты как неопасный электронный гаджет. На днях в город приехала семья с сыном-школьником, взяли самокат в аренду, а у мальчика нет навыков управления, он сразу же наехал на несовершеннолетнюю девушку, – поделился Антон Гостев. – Управление не так просто, как кажется, нужна первоначальная подготовка. Хотя горожане начинают усваивать правила: в прошлом году мы штрафовали за отсутствие прав, в этом году таких случаев не было. Но есть восемь оштрафованных за мелкие нарушения, например, за отсутствие шлема. Нам всем, горожанам и властям, нужно подумать, каким образом все мирно уживутся на дорогах Красноярска. На мой взгляд, транспортные и пешеходные дороги должны быть разведены».
С ним согласны и красноярские пешеходы. Как говорит жительница центра Елена Назаренко, в последнее время стало невозможно спокойно прогуливаться по пешеходным тротуарам: люди на моноколёсах и других устройствах постоянно бесшумно выныривают из-за спины.
«У меня мопс. Катающиеся на большой скорости сильно пугают маленьких собак. Считаю, что в центре на тротуарах их быть не должно», – возмущается Елена.
По словам заместителя директора по развитию МАУ «Татышев-парк» Эдуарда Соколовского, на наведение порядка на территории острова ушло 3 года. Прогресс не стоит на месте, молодёжь выбирает новые гаджеты постоянно. И пока законодатели не определятся со статусом электротранспорта, найти универсальное решение будет сложно.
«Поэтому пока всё движется в сторону ограничений – скорости, разрешённых для катания зон. На острове мы строго следим, чтобы самокаты не давали в прокат детям младше 14 или 18 лет – в зависимости от мощности, пьяным, неадекватным посетителям. А кикшеринг контролируется слабо – устройство может взять любой ребёнок, который в приложении привязал банковскую карту родителей, любой нетрезвый красноярец. Я постоянно вижу на Дубровинского, как на прокатных самокатах катаются дети. Мы еле добились от предпринимателей снижения скорости через приложение: чем ниже скорость, тем меньше их доход. Мне не нравится и то, что они разрешают бросать самокаты у любого столба, это сильно расслабляет горожан. Всё-таки парковки должны быть в строго оговорённых зонах, это дисциплинирует», – поделился Эдуард Владимирович.
В ожидании закона
После сотен громких аварий с участием электротранспорта в различных российских городах законодатели начали думать, какой статус присвоить электронным устройствам передвижения в ПДД. Сейчас в Петербурге готовится к передаче в суд дело об электросамокатчике, который сбил ребёнка. Кикшеринговая компания привлечена к ответу. Суд решит, в какой мере предприниматели должны думать о безопасности окружающих. Из трёх компаний, работающих на красноярском рынке, на вопросы согласились ответить только в одной.
«Мы хотим работать и развиваться, идём навстречу властям и пожеланиям горожан. Чтобы уменьшить число конфликтов, мы снизили скорость поездок на наших электросамокатах в самых заполненных пешеходами зонах до 15 км/ч. Очень сложно контролировать детей, особенно когда родители сами арендуют электросамокаты для своих чад. Но по городу передвигается много наших сотрудников: если они замечают детей или нетрезвых, передают информацию в службу. И потом мы можем оштрафовать пользователей за несоблюдение наших правил, с которыми они ознакомились. Хочется, чтобы мы все мирно жили и передвигались по городу, чтобы у нашего бизнеса было будущее», – рассказал руководитель одного из кикшерингового сервиса в Красноярске Владимир Останин.