Примерное время чтения: 5 минут
519

По городу с ветерком. Уживутся самокаты с пешеходами и автомобилями?

«АиФ на Енисее» №28 (2121) 14/07/2021
За первые полгода 2021-го было зарегистрировано 10 ДТП с участием электросамокатов.
За первые полгода 2021-го было зарегистрировано 10 ДТП с участием электросамокатов. / Нина Фатеева / АиФ

Электросамокаты ворвались в жизнь красноярцев с ветерком: сам мэр со своими дочками протестировал сервис кикшеринга в прямом эфире «Инстаграма». Начиналось всё оптимистично: экологичный транспорт, молодёжь в восторге, самокат может заменить поездки на авто на небольшие расстояния. А потом случились первые ДТП в центре города и первое возмущение пешеходов, которых электросамокатчики потеснили на пешеходных тротуарах.

На острове порядок

«Электротранспорт появился в городе внезапно, в 2019 году. Тогда он массово использовался на острове Татышев, в центре почти не встречался. За первые полгода 2019-го мы зафиксировали на острове 12 ДТП с участием электросамокатов – в основном наезд на пешеходов. Тогда в прокате было много электрических устройств мощностью более 250 Вт, а на них необходимо водительское удостоверение. И передвигаться по острову запрещено: мощные модели приравнены к мопедам, а остров Татышев – это пешеходная зона. Мы начали активно общаться с теми, кто арендует транспорт, с прокатчиками, чтобы навести порядок. Прошло два года. Электроустройства ездят по всему городу, особенно в цент­ре. За первые полгода 2021-го мы зарегистрировали 10 ДТП с их участием, 6 человек получили травмы. Зато на острове в этом году ни одного ДТП», – рассказал начальник отделения по пропаганде красноярского ОГИБДД Антон Гостев.

Полицейские отмечают беспечность электросамокатчиков: на них нет ни шлемов, ни защитной экипировки, которую надевают даже роллеры, чья скорость ниже. Важно знать разницу: если у устройства мощность менее 250 Вт, оно считается средством индивидуальной мобильности (сюда относятся гироскутеры, сегвеи и моноколёса), если мощность больше – оно приравнено к мопеду, со всеми действующими правовыми последствиями. Для езды на таком нужно водительское удостоверение категории «М», шлем, а передвигаться на нём по тротуару запрещено.

Сейчас в Красноярском крае работают три компании кикшеринга – поминутной аренды электрических средств передвижения. Дешевле всего минута стоит, если ехать со скоростью до 15 км/ч, дороже всего – если до 25 км/ч. До недавнего времени красноярцы сами решали, насколько быстро им ездить, но потом участились случаи наезда на пешеходов в центре города. ГИБДД совместно с администрацией и бизнесменами решили перенастроить приложение для аренды: теперь оно автоматически ограничивает скорость до 15 км/ч на левобережной набережной, на Виноградовском мосту и острове Татышев.

Пугают пешеходов и собак

«Многие воспринимают электросамокаты как неопасный электронный гаджет. На днях в город приехала семья с сыном-школьником, взяли самокат в аренду, а у мальчика нет навыков управления, он сразу же наехал на несовершеннолетнюю девушку, – поделился Антон Гостев. – Управление не так просто, как кажется, нужна первоначальная подготовка. Хотя горожане начинают усваивать правила: в прошлом году мы штрафовали за отсутствие прав, в этом году таких случаев не было. Но есть восемь оштрафованных за мелкие нарушения, например, за отсутствие шлема. Нам всем, горожанам и властям, нужно подумать, каким образом все мирно уживутся на дорогах Красноярска. На мой взгляд, транспортные и пешеходные дороги должны быть разведены».

С ним согласны и красноярские пешеходы. Как говорит жительница центра Елена Назаренко, в последнее время стало невозможно спокойно прогуливаться по пешеходным тротуарам: люди на моноколёсах и других устройствах постоянно бесшумно выныривают из-за спины.

«У меня мопс. Катающиеся на большой скорости сильно пугают маленьких собак. Считаю, что в центре на тротуарах их быть не должно», – возмущается Елена.

По словам заместителя директора по развитию МАУ «Татышев-парк» Эдуарда Соколовского, на наведение порядка на территории острова ушло 3 года. Прогресс не стоит на месте, молодёжь выбирает новые гаджеты постоянно. И пока законодатели не определятся со статусом электротранспорта, найти универсальное решение будет сложно.

«Поэтому пока всё движется в сторону ограничений – скорости, разрешённых для катания зон. На острове мы строго следим, чтобы самокаты не давали в прокат детям младше 14 или 18 лет – в зависимости от мощности, пьяным, неадекватным посетителям. А кикшеринг контролируется слабо – устройство может взять любой ребёнок, который в приложении привязал банковскую карту родителей, любой нетрезвый красноярец. Я постоянно вижу на Дубровинского, как на прокатных самокатах катаются дети. Мы еле добились от предпринимателей снижения скорости через приложение: чем ниже скорость, тем меньше их доход. Мне не нравится и то, что они разрешают бросать самокаты у любого столба, это сильно расслабляет горожан. Всё-таки парковки должны быть в строго оговорённых зонах, это дисцип­линирует», – поделился Эдуард Владимирович.

Комментарий
Депутат городского Совета от Центрального района Елена Южакова: «Я считаю, что электротранспорт – это наше будущее. Очень хорошо, что люди начинают переходить на экологичные виды средств передвижения. Но наши узкие дороги не приспособлены к новым веяниям. Город должен понимать, что от будущего никуда не деться, надо встраивать электросамокаты в городское движение. Думаю, мы будем рассматривать эти и подобные вопросы и на комиссии горсовета, когда будет решаться вопрос о распределении средств на городское хозяйство и поддержку здорового образа жизни».

В ожидании закона

После сотен громких аварий с участием электротранспорта в различных российских городах законодатели начали думать, какой статус присвоить электронным устройствам передвижения в ПДД. Сейчас в Петербурге готовится к передаче в суд дело об электросамокатчике, который сбил ребёнка. Кикшеринговая компания привлечена к ответу. Суд решит, в какой мере предприниматели должны думать о безопасности окружающих. Из трёх компаний, работающих на красноярском рынке, на вопросы согласились ответить только в одной.

«Мы хотим работать и развиваться, идём навстречу властям и пожеланиям горожан. Чтобы уменьшить число конфликтов, мы снизили скорость поездок на наших электросамокатах в самых заполненных пешеходами зонах до 15 км/ч. Очень сложно контролировать детей, особенно когда родители сами арендуют электросамокаты для своих чад. Но по городу передвигается много наших сотрудников: если они замечают детей или нетрезвых, передают информацию в службу. И потом мы можем оштрафовать пользователей за несоблюдение наших правил, с которыми они ознакомились. Хочется, чтобы мы все мирно жили и передвигались по городу, чтобы у нашего бизнеса было будущее», – рассказал руководитель одного из кикшерингового сервиса в Красноярске Владимир Останин.

Кстати
Предусмотрены штрафы: За отсутствие водительского удостоверения – 5 тыс. – 15 тыс. рублей. За езду по тротуару на мощных самокатах – 2 тыс. рублей. За отсутствие мотошлема – 1 тыс. рублей. За передачу мощного электросамоката человеку без прав – 30 тыс. рублей

Мнение
Урбанист, социолог Пётр Иванов: «У нас обычно законотворчество идёт на поводу у популистской политики, а не основывается на изучении ситуации и понимании, как устроена проблема. Без специальных исследований проблема видится так: резко набрала популярность микромобильность, но инфраструктуры для неё нет нигде, кроме пары городов в Татарстане. Что можно сделать? Можно гармонизировать движение в городе, чтобы велосипеды и средства индивидуального передвижения могли ехать в общем потоке с автомобилями. Однако это сложное комплексное решение, требующее от города хорошей аналитики и умения работать с транспортными схемами, а этого никто не умеет. Тем не менее если представить, что это умение появится, то дело за малым – разработать план гармонизации дорожного движения в зоне кикшеринга. Это активное задействование искусственных неровностей, изгибов дороги, ограничение скорости до 30 км/ч одновременно с отменой нештрафуемого превышения в 20 км/ч. Также можно экспериментировать с технологией shared space: когда мы создаём общее пространство движения для всех средств мобильности, однако вначале это может быть сопряжено с увеличенными рисками».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах