4218

По реке жизни. Шесть интересных фактов о могучем сибирском Енисее

«АиФ на Енисее» №50 (2091) 09/12/2020
Развитие города было невозможным без переправ через Енисей.
Развитие города было невозможным без переправ через Енисей. / Ирина Якунина / АиФ

Главным чудом Красноярского края по праву называют Енисей. Именно он вдохновил казаков основать здесь первое поселение. «Место гоже, высоко и красно», – сказали они, впервые увидев Енисей, в ХVII веке. Прошло около 400 лет, и до сих пор могучий и красивый Енисей восхищает красноярцев и туристов. А местные заливы – Шумиху и Бирюсу – даже называют сибирской Швейцарией. Мы подобрали шесть интересных фактов об одной из самых длинных и полноводных рек России и мира.

1. Одна из самых длинных рек

Фото: АиФ

По величине годового стока (624 куб. км) Енисей занимает первое место среди рек России. При длине 3487 км водосборный бассейн Енисея – 2580 тыс. кв. км (второй показатель в стране). От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. Раньше туристам предлагалось путешествие по реке длиной почти в 6 тыс. км. В крае собираются возродить этот маршрут.

2. Сюда заплывали киты

Фото: АиФ/ Сергей Филинин

Енисей настолько большая река, что даже киты совершают ошибки и иногда заходят в пресноводную реку. В последний раз в 1957 году финвал (селёдочный кит, второй по размеру после синего) прошёл по Енисею против течения 400 км! К сожалению, огромное млекопитающее погиб­ло в реке, распоров себе брюхо о камни. Его тушу выбросило на берег возле Дудинки.

3. Суда идут через плотину

Фото: АиФ/ Сергей Филинин

Перекрытие Енисея стало настоящим триумфом для страны. В 1967 году Красноярская ГЭС – крупнейшая гидроэлектростанция мира того времени – дала первый ток. Но здесь есть ещё одно речное чудо – судоподъём­ник, запущенный в 1982 году. Уникальный механизм, единственный в России, позволяет перемещать через плотину суда грузом до 1500 т, длиной до 80 м, шириной до 17 м. Он поднимает корабли через плотину ГЭС со скоростью 1 м/с. Длина пути больше километра, высота – 104 м.

4. Казачинский порог

Фото: АиФ

Казачинский порог – ещё одно природное чудо, связанное с главной рекой региона. Здесь природа доказывает человеку, что присвоить себе звание «хозяин природы» и быть им – это две большие разницы. Несмотря на то что на улице 21-й век, суда через Казачинский порог может провести только специально построенный корабль – туер, буксир, который движется вдоль уложенным по дну реки буксиру или цепи.

5. Тоннель под водой

Ещё одна достопримечательность находится под Енисеем – это единственный в мире тоннель под такой рекой. На глубине 40 м под землёй он соединяет два берега, между которыми 2,2 км. В годы холодной войны его планировали использовать в качестве ёмкости для закачки радиоактивных отходов, но, слава Богу, не срослось. Каждый проезжающий его в первый раз обязан выпить на полпути под Енисеем.

6. Шесть чудес над Енисеем

Фото: Красноярский краеведческий музей

Первым чудом света назвали красноярский железнодорожный мост, который поделил Транссибирскую магистраль на две части. Его строительство началось ещё в конце 19-го века под руководством известного инженера Евгения Карловича Кнорре. Возводили мост практически вручную и построили за четыре года. Он стал самым большим в Азии и даже получил золотую медаль вместе с Эйфелевой башней на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Но через сто лет был отправлен на металлолом.

Мост с 10-рублевой купюры. Фото: АиФ/ Ирина Якунина

Развитие Красноярска, который за столетие вырос из сибирской глубинки в миллионный мегаполис, тесно связано со строительством мостов – уникальных и неповторимых по своей конструкции. Самый известный в России, конечно, Коммунальный, так как отмечен на 10-рублёвой купюре. Продвигал его строительство депутат Верховного Совета Николай Каминский, который выбил у государства деньги. Его строили всем миром, красноярцы выходили на субботники. Переправу запустили в 1961 году, по нему также была проложена трамвайная линия.

Самый широкий мост - Откябрьский. Фото: АиФ/ Сергей Филинин

А самый широкий – Октябрьский мост – запустили в 1986 году. Такое название он получил, потому что первый камень был заложен 7 ноября 1977 года, в 60-летие Октябрьской революции. А в 2019 году ему присвоили новое имя – в честь ушедшего экс-главы Красноярского края Павла Федирко.

Виноградовский мост, который в народе называют мостом влюбленных. Фото: АиФ/ Ирина Якунина

Есть над Енисеем в Красноярске ещё один мост – пешеходный, который в народе называют мостом влюблённых. Его строительство велось в 1979–1985 гг. Называется Виноградовским, по фамилии архитектора-строителя. Он был построен без опор и ведёт к большому острову Татышев, на котором в центральной части города устроили зону здоровья.

Мост «Три семёрки» сначала был секретным.Фото: АиФ/ Сергей Филинин

В 1984 году за городом по­явился секретный мост «Три семёрки», который связал объездную дорогу в Советском районе с Ленинским районом. Сначала он был запасным, на случай военных действий, а сейчас здесь в час пик плотное движение автомобилей и параллельно идут поезда.

Четвертый мост соединил Базаиху и Николаевку. Фото: АиФ/ Сергей Филинин

В ноябре 2015 года в Красноярске сдали в эксплуатацию долгожданный четвёртый мост, который соединил районы Базаихи и Николаевки. Его и назвали Николаевским в честь района, где в основном был частный сектор, который постепенно сносят. Длина самого моста – всего 1 км 300 м. Но у него огромные развязки, вместе с которыми он составляет 7 км и благодаря которым стал самым большим в городе.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах