21 апреля 1951 года погода была плохой, а прогноз - ещё хуже. И всё же диспетчер выпустил машину в рейс. Через час её попытались вернуть, но было уже поздно. Рация Ан-2 молчала. В пункт назначения самолёт не прибыл. В 70-е годы появились слухи, что он найден. Родственники ходили в управление гражданской авиации. Им показали личные дела, сказали, что нашли место катастрофы, обещали помочь. Но так ничего и не сделали. Дорого...Подробности удивительной истории рассказывает «АиФ-Красноярск».
«Вернусь - добелим»
Дочери командира корабля Сергея Пузырёва было чуть больше года, когда отец не вернулся из рейса. Её младшему брату - три месяца. Жили в страшной бедности.
«В тот день отец не должен был лететь, - вспоминает Галина Сергеевна. - Мы жили с бабушкой по папиной линии. И отец с мамой делали ремонт, белили потолки. Но в экипаже, который должен был везти груз пушнины, кто-то заболел, и было принято решение поменять его целиком. Мама рассказывала, что, уходя, отец сказал: «Вернусь - добелим», - но больше мы его не видели. 21 апреля весна ещё была неустойчивой. Самолёт был обледенелым, в небе настоящий шторм. Но их выпустили в небо».
По тогдашним законам, пенсию по потере кормильца им дали только через три года после исчезновения отца. Денежное пособие оказалось мизерным. Матери пришлось устроиться на три работы, чтобы прокормить детей. Они с детства знали, что отец погиб и никогда не вернётся.
«Обычно про «папу-пилота» детям рассказывают, когда не знают имени отца, но мы знали точно: папа был пилотом и остался в небе навсегда, - рассказывает Галина. - Мама так больше и не вышла замуж. Тянулась, пытаясь вырастить нас с братом. И постоянно вспоминала отца. Папа любил пирожки с рисом и мясом, а мама регулярно их пекла: так мы его поминали. Жили очень трудно. Когда маме дали квартиру на улице Парижской Коммуны, за водой приходилось ходить к речному вокзалу. Лестница - 22 ступеньки, а мы, дети, несём ведра. Дом старый, купеческий, высокие потолки, печкой комнату не протопишь. Ужас».
Перевал авиаторов
Как показало самое краткое расследование, слухи о находке пропавшего самолёта не были пустыми. И, похоже, находили его не раз. Но Ан-2 так бы и остался лежать на склоне, если бы в историю случайно не вмешался пилот Алексей Канцедалов.
«Я готовился к рейсу в Ергаки. В руках оказалась карта-схема, на которой был обозначен Перевал авиаторов, - говорит Алексей Юрьевич. - Название меня заинтересовало. Начал рыться в Интернете. Оказалось, какие-то туристы-альпинисты видели обломки самолёта. Похоже, они и дали название. Стал сводить факты вместе: 1951 год, самолёт. Проверил катастрофы. В описании машины было упоминание, что винт деревянный. Значит, точно Ан-2. Так и попал на этот самолёт, пропавший без вести. Потом выпал рейс, и я смог побывать на месте падения. Нашли!»
На сохранившихся фрагментах самолёта пилот нашёл и серийный, и бортовой номера. Вернувшись в Красноярск, обратился в архив и полицию и вскоре получил на руки подтверждение: он нашёл пропавший 68 лет назад самолёт. Запрос в миграционную службу принёс неожиданно богатый результат. Родственники экипажа нашлись в Сосновоборске и Красноярске, всего 5 человек. Не обошлось и без анекдота. Руководитель адресно-справочного бюро Наталья Ашлапова обнаружила племянницу бортмеханика Хмельницкого в соседнем подъезде своего дома. Все родственники в один голос благодарят Алексея Канцедалова за чуткое отношение - у него же сердце уже болит за другое.
«Считаю, что главное в этой истории - судьба двух ребят: командира и второго пилота. Двух фронтовиков, прошедших войну и погибших уже в мирное время. Капитан корабля воевал с 1943 года, второй пилот всю войну прошёл, без единой царапины отлетал. Это как неизвестные солдаты. Ведь 1951 год - самое начало эксплуатации самолёта Ан-2, его выпускать-то начали в 1949 году. Научить и подсказать, рассказать об особенностях машины некому было. Экипаж по маршруту не летал, поэтому им дали штурмана, который здесь работал. По-моему, сейчас важно разыскать останки и захоронить по-человечески, всё-таки 4 человека погибли».
Вот только опять всё упрётся в деньги. Гражданской авиации сейчас нет. Погибшие герои ничьи. Значит, и заступиться за них будет некому?