Тайны святого источника. Путь к нему указала Божья матерь
То, что вода помогает, громко не говорят, но и не скрывают. / Марина Алёхина / Из личного архива
Родник с «живой водой» более ста лет оберегают жители небольшой деревни в Каратузском районе. И верят в целебную силу источника, молва о котором достигла Израиля. Корреспондент «АиФ-Красноярск» лично побывал на месте и узнал его историю.
Нашёл пастух...
Дальнее расстояние до родника (из Красноярска до райцентра почти 450 км, и от него ещё более 40 км по гравийной дороге) позволяет уберечь источник от большого числа паломников. Но 9 июля здесь всегда многолюдно.
Из пос. Каратузского мы движемся по направлению к селу Верхний Кужебар. Не доезжая километра (спасибо указателю с надписью: «Святой источник») с трассы сворачиваем на просёлочную дорогу, а тут уже не заблудишься. По наезженной колее – к поляне, на которой оставляем машину. Несколько метров идём пешком, вдыхая воздух, в котором смешался запах свежескошенной травы и цветущего белоголовника. И вот колодец – так срубом огородили родник.
Редкий день, когда к источнику никто не приходит. А 9 июля сюда едут автобусами и идут целыми группами. Более ста лет эту дату отмечают особенно – крестным ходом, молебном с акафистом Тихвинской иконы Божьей матери.
По одному из преданий, которое чаще всего рассказывают старожилы, пастух нашёл икону. Принёс её в свой дом. Но утром иконы не оказалось. Каково же было его удивление, когда он обнаружил её на вчерашнем месте. А когда опять поднял, из земли, где она лежала, стал бить родник. Другая версия – икону он нашёл в самом роднике. После чего она стала считаться общим достоянием жителей близлежащего села Верхний Кужебар, а родник – освящённым самой Богородицей. Так, с 9 июля 1908 года в селе отмечают этот особый праздник.
«Почему именно Тихвинская икона Божьей матери?» – интересуюсь у иерея Анатолия.
«Не случайно. Тихвинская икона Богородицы относится к одигрийскому виду образов Пречистой Девы Марии, в переводе с греческого – «путеводительница», «указующая путь». На иконе она рукой показывает на сына святого – младенца Христа, где приходящие к нему получают веру и надежду на исцеление. Икона эта чудотворная, древняя, написана евангелистом Лукой. В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» отмечено: она зримо демонстрирует свою чудотворную силу в малообжитых землях. К таким, видимо, относился Верхний Кужебар – село, за которым начинается тайга. Вспомним писателя Алексея Черкасова, написавшего об этих местах трилогию «Сказания о людях тайги» – романы «Хмель», «Чёрный тополь», «Конь рыжий», где подробно рассказывается о жизни старообрядцев. Явление этой иконы здесь – как указующей праведный путь, – считает иерей Анатолий. – Служу настоятелем храма в Каратузе третий год, и ещё интересуюсь и сам изучаю историю этих мест. Если смотреть старые фотографии, то видно, что икону несли без сопровождения священнослужителя. Мы решили поддержать добрую традицию: третий год привозим икону из своего храма и несём из Верхнего Кужебара к святому источнику. Здесь мы проводим молебен с акафистом, в котором участвуют священнослужители из храмов Курагинского, Ермаковского районов, Минусинска, в прошлом году приезжали из Хакасии».
В поиске старинной иконы
Икона, с которой шёл крестный ход, современная. А где же та, благодаря которой считается, что вода из родника освящена самой Богородицей? В Верхнем Кужебаре ещё живы те, кто видел старинную икону.
Екатерина Рыжкова, ей 81 год. «Икону 9 июля к источнику носили всегда. Даже при коммунистах. Видимо, вода помогала всем, независимо от партийной принадлежности, – рассказывает она. – Большая икона, и несли её на специальных носилках».
«Хранилась та большая икона у Зои Колоснициной. Она жила на нашей улице. Умерла, когда ей было больше ста лет. Говорят, икону внук продал», – вспоминает один из бывших жителей села.
«Дай Бог, найдём её следы», – делится планами отец Анатолий. Он намерен связаться с краеведами.
Собравшиеся в этот день возле святого источника не только пьют воду и набирают её в ёмкости, но и обливаются – получают исцеление, бодрость духа, изгоняя всё нечистое, что налипает в суете каждодневных дел.
То, что вода помогает, громко не говорят, но и не скрывают. Узнать целебные свойства помог случай. Давно, как только забил родник, в жаркий день подошла полуслепая женщина: жажду утолить, умыться. Вода попала в глаза, после чего она стала лучше видеть. Кто-то полил на ноги – и прошла боль в суставах.
После чего к роднику потянулись страждущие. Вот и в этот день, набрав ведро воды, многие пришедшие принимали водные процедуры.
Несколько лет назад родник облагородили, поставили новый колодец и несколько беседок. Это место круглогодично содержат в чистоте и порядке.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.