Красноярск стал площадкой масштабного Всероссийского форума «PROнаставничество: Технологии. Мастерство. Доверие». Инициатива проведения мотивирующего делового события в краевом центре принадлежала Мастерской управления «Сенеж» Президентской платформы «Россия — страна возможностей».
На него съехались наставники, федеральные эксперты и руководители предприятий со всей страны, чтобы обменяться лучшими практиками и обсудить ключевые инструменты для развития человеческого капитала. С ними встретились учителя, общественники, волонтёры, школьники и студенты.
Упорный сибирский характер
Церемонию открытия форума предварили приветственные слова губернатора Красноярского края Михаила Котюкова и первого проректора Мастерской управления «Сенеж» Сергея Бочарова Президентской платформы «Россия — страна возможностей». В своём выступлении глава региона подчеркнул: в современных условиях наставничество приобретает особое значение.
«Президент определил технологический суверенитет и лидерство в числе ключевых национальных задач до 2030 года. Для их решения необходимы команды неравнодушных специалистов, способных браться за сложные проекты. Особую ценность представляют те, кто не только выполняет задачи, но и передаёт опыт коллегам», — заявил губернатор. Он также отметил, что сегодня меняется образ наставника: ими всё чаще становятся молодые специалисты до 30 лет, а в некоторых случаях наставник может быть даже младше своих подопечных.
Сергей Бочаров в свою очередь высоко оценил вклад края в развитие движения.
«В 2019 году в Красноярском крае несколько энтузиастов решили продвигать тему наставничества. В разных регионах тоже говорят о наставничестве, но у здешних людей упорный сибирский характер. Каждый год проводили региональный форум, собирали единомышленников. В прошлом году мы попали сюда впервые как спикеры и увидели, какого качества и уровня вы достигли благодаря своим усилиям. И мы поняли: вот те люди, которые могут научить всю страну», — сказал Сергей Бочаров, поблагодарив губернатора за поддержку инициативы.
После церемонии открытия началась интенсивная деловая программа. Центральным событием стало пленарное заседание, посвящённое тому, как сделать наставничество драйвером развития человеческого капитала страны. В нём активное участие принял Михаил Котюков. Глава региона рассказал, какую роль в его собственной жизни и карьере сыграли наставники, подчеркнув, что до сих пор благодарен им за поддержку и переданный опыт.
Депутат Госдумы РФ Николай Валуев высоко оценил мероприятие. «Наставники, которые приехали сюда в качестве спикеров, уверен, люди узнаваемые. Самое главное, уже достигшие чего-то и вполне способные поделиться своим жизненным опытом».

Личные истории
За важностью передачи знаний и опыта стоят конкретные люди и их истории. «АиФ на Енисее» узнал у участников, зачем сегодня нужны наставники и как выстроить эту работу системно.
Руководитель комитета по наставничеству Московской ассоциации предпринимателей Яна Новлянская приехала на форум, чтобы поделиться своими наработками. По её словам, эффективное наставничество в вузах и колледжах стоит на трёх китах. «Во-первых, должна быть практико-ориентированная ситуация. Во-вторых, нужна чёткая связка с работодателями, чтобы готовить „их детей“. А в-третьих, необходимо понимать, к чему вообще предрасположен ребёнок. Нельзя готовить биолога по шаблону математика».
Ценность таких форумов для регионов, по мнению эксперта, прямая. Это повышение качества труда и производительности, потому что на предприятия приходят более осознанные и мотивированные кадры. «Как следствие, поднимается экономика региона, а для социума это повышение качества жизни людей, более стабильная ситуация», — отмечает Яна Новлянская.
Пока одни учат выстраивать систему, другие работают на земле. Исполняющий обязанности методиста-наставника из Минусинского сельхозколледжа Татьяна Мисюра приехала на форум за новыми идеями.
«Наставническая работа у нас была, но системы не было. Моя задача в этом году её систематизировать», — делится Татьяна Павловна. Колледж — одно из ведущих учебных заведений юга края, здесь готовят специалистов самых разных профессий — от организаторов перевозок и технологов хлебопекарного производства до электриков и трактористов. И все они остро нуждаются в наставничестве.
Яркий пример — собственная учебная пекарня и сыроварня. Студенты старших курсов сами становятся наставниками для младших: дежурят, проходят практику и производят продукцию, которую сами потом едят в столовой.
«У нас есть мастера, которые фактически уже являются наставниками, — с гордостью говорит Татьяна Мисюра. — Ольга Ложкина освоила производство сыра. У неё есть лаборатория, где производят сыры, мороженое. А портной Любовь Абросимова расширила свой потенциал, и под её руководством ребята занимают призовые места на чемпионатах «Профессионалы» и «Абилимпикс».
Колледж активно работает с индустриальными партнёрами. Студенты теплотехнического отделения, к примеру, проходят практику на предприятиях и часто остаются там работать. Официальный процент трудоустройства по специальности здесь — около 70%.

А вот учитель русского языка и литературы красноярской школы № 32 Сергей Цветков пришёл на форум как организатор и живой пример того, как наставник может повлиять на всю профессиональную жизнь.
«В моей жизни был наставник, давший мне самое главное. Это Светлана Викторовна Бантыш. Если в университете дают теорию, то она дала мне практику», — рассказывает Сергей.
Его наставница в лицее № 9 преподавала литературу. И не просто как предмет, а в актовом зале — через театральные сценки. Цветков перенял этот метод, вдохновился, дополнил его и создал свою форму работы на уроке.
«У меня были мини-группы из детей, и в каждой группе выбирался режиссёр, декоратор, звукорежиссёр и актёр», — делится педагог. Сергей не только сохранил авторство своей наставницы, но и всегда публично благодарит её. Во многом её заслугу он видит и в своей победе в городском конкурсе «Учитель года — 2018».
Все герои сошлись во мнении: наставничество — это не разовая акция, а непрерывный процесс, в котором должны быть заинтересованы все — от школьного учителя до главы региона. «Должны поддерживать большое количество людей в едином порыве. Самое главное, чтобы власть это поддерживала в своём регионе», — резюмирует Яна Новлянская.
Инфраструктура поддержки
Красноярский край оказался одним из первых регионов России, где ещё в 2019 году апробировали целевую модель наставничества, утверждённую Министерством просвещения РФ. Сегодня оно активно развивается в школах, учреждениях допобразования и профессиональных образовательных организациях. В 2022 году на базе Красноярского педагогического колледжа № 1 им. Горького был создан региональный центр наставничества, который занимается информационной поддержкой и выявлением лучших практик. Ежегодно на реализацию региональной целевой модели из краевого бюджета выделяется более 11 млн руб.
Проведение форума в Красноярске подтвердило статус региона как одного из лидеров в развитии движения наставничества в& 3e9 amp;nbsp;стране. Внимание к системной работе позволило краевому центру стать точкой притяжения профессионалов со всей России, где были заложены основы для дальнейшего тиражирования успешного опыта. Форум стал именно той площадкой, где теория встретилась с практикой, а общие идеи начали превращаться в конкретные дорожные карты. Система наставничества, которую здесь выстраивают, — это реальный инструмент подготовки кадров, от которых зависит будущее регионов.
Открытый диалог с жителями. Губернатор обозначил приоритеты развития края
Технологичный форпост России. Как растёт потенциал предприятий края
Сибирская кузница кадров. В Норильске будут учить на металлургов
Глава региона Михаил Котюков: «В центре внимания – человек»