Примерное время чтения: 8 минут
553

«Умеете вы детей читать». Как социальный педагог работает со школьниками

«АиФ на Енисее» №13 (2210) 30/03/2023 Сюжет Большая перемена. Рассказываем о новаторах педагогах и наставниках
Галина Колоскова мечтала работать в школе.
Галина Колоскова мечтала работать в школе. Из личного архивa

Кто виноват и что делать? Такие вопросы ежедневно решает социальный педагог Галина Колоскова. Несостоявшийся работник торговли, сегодня она успешно трудится в системе образования. И свидетельство тому не грамоты и победы в конкурсах, а внутреннее удовлетворение и благодарность учеников, уже выпустившихся и ещё обучающихся.

Не продавать, а учить

Детство будущего социального педагога прошло в небольшой деревеньке в Алтайском крае. Родители – простые сельские люди. Папа – водитель, мама – партийный работник. Семья небогатая, но дружная. Дни были наполнены работой, но у мамы Галины всегда было время поинтересоваться у двух дочерей их делами – школьными и девичьими.

Фото: Из личного архивa Галины Колосковой.

Всегда находила мама время и с подружками своих девчат поговорить по душам. А уж те, почувствовав искреннюю заинтересованность, ничего не утаивали, рассказывали и о проблемах с родителями, и о первой любви, и много чего ещё, что порой стеснялись даже родителям своим озвучить.

В школе девочка училась прилежно, была смышлёной и бойкой, а потому родители пророчили ей поступление в торговый техникум. И поехала после 10-го класса Галя Колоскова в Горноалтайск. Но не были ей по душе ни Горноалтайск, ни торговля. Мечтала она об Омске. И решила рвануть туда. Правда, пока до Омска добралась, все вступительные экзамены, в том числе и в педагогический институт, закончились.

«Не беда, – подумала Галина, – пойду на завод. Там дадут общежитие, деньгами себя обеспечу». Первый завод, который попался на глаза, – Омский танковый. В отделе кадров Гале сказали, что в цехе ей не место. Взяли копировщицей в инженерно-технический отдел. Коллектив дружный, доброжелательный, в кабинете сидели такие же девчонки, не поступившие в вуз. А в коридорах постоянно пересекалась с инженерами, интеллигентными и умными заводчанами.

Зимой побывала почти у каждого дома в образе Снегурочки, а летом работала в заводском лагере вожатой. И все подмечали в Гале педагогический талант, знали о её мечте поступить в педагогический. В том, что она поступит, никто не сомневался. Не сомневалась и Галина. Литературу она знала прекрасно, русский – хорошо, в математике была уверена. А вот историю пришлось осваивать практически заново: в деревенской школе эти уроки преподавались слабо.

Экзамены Галина сдала, и баллов для поступления оказалось достаточно, но начались вопросы от деканата: «Почему в Барнаул не поступили? Где жить будете? Мест в общежитии на всех не хватит». В результате предложили быть слушателем. Такой расклад Галину не устроил. И она пошла в педагогический колледж, где только открылся факультет начальных классов. Общежитие прекрасное, стипендия есть, ещё и практика в колледже считалась уникальной. И стала Галина одной из лучших учениц. Окончила колледж с красным дипломом, но ещё до сдачи экзаменов смогла поступить на заочное отделение педагогического института. А параллельно пошла работать в подшефную шинному заводу новую школу.

Своя на районе

Перенимала опыт у других учителей, вносила и свои нововведения. Так, любимой у всех учеников стала ритмическая гимнастика на переменах. Молодой учитель у самого директора шинного завода выпросила для этого большой музыкальный центр.

В парке рядом с общежитием молодую учительницу часто видели играющей с ребятами в казаки-разбойники и в другие подвижные игры. А уровень доверия был настолько высок, что в тяжёлые моменты ребята смело обращались к ней за помощью. Так, например, Алёша, сын неблагополучных родителей, пришёл как-то ночевать именно к Галине Александровне. Та, узнав, что родители пьют и не открывают дверь, конечно, мальчишку приютила. А с родителями позже был серьёзный разговор.

Фото: Из личного архивa Галины Колосковой.

Отработав два с половиной года, Галя вышла замуж и ушла в декрет, а позже переехала с мужем в Норильск. И тут уже началась новая страница её педагогической истории. Спортивная школа-новостройка № 35, новый замечательный коллектив, класс спортсменов-фигуристов. Огонь творчества, педагогического азарта в Галине разгорался всё больше. Бывало, после уроков бежала с ребятами на лёд на тренировку – посмотреть, попереживать, а потом на соревнования – насладиться умением и успехами своих учеников.

Норильский период был непростым, но интересным. Работа, заочная учёба в Омске, а после – перевод в Красноярский пединститут. Да и дочка подрастала. В Норильске, правда, Колосковы прожили не так долго, как планировали. Дочке врачи рекомендовали сменить климат, и семья переехала в Красноярск-45 (ныне Зеленогорск).

Взрывные девяностые

В Зеленогорске Галина Александровна устроилась в школу № 163. Правда, класс достался непростой, ребята были с задержкой психического развития. Потом директор школы предложила должность заместителя по воспитательной работе. Сначала предложение учителя испугало, но, подумав, она согласилась.

Девяностые не отличались спокойствием и порядком, и в образовательной сфере тоже. Классные руководители тогда уже не писали планов по воспитательной работе – в этой сфере царил, скорее, хаос. Каждый действовал на своё усмотрение. Колоскова же, вспомнив, как легко находила общий язык со старшеклассниками, подружилась с ними и сделала их первыми помощниками. Жизнь закипела так, что выпускники, вспоминая то время, иначе как взрывным, его не называют.

Расшевелить всю школу, ежедневно проводить мероприятия: концерты, капустники, тематические вечера – подключались все. Кто-то, правда, неохотно. Не всем учителям нравилось вечернее дежурство в школе. Тесное взаимодействие с музеем, музыкальной школой, организованный театр «Свеча» и спектакли, которые ставили дети с появившимся тогда руководителем театральной студии Галиной Харабриной, – всё ценно и памятно. Перенимала Галина Колоскова и административные навыки.

Признаки человечности

Позже с должности заместителя Галина Александровна ушла в социальные педагоги. Работа понятная, старшеклассников и их проблемы учитель знала прекрасно, с семьями знакома, а потому смело окунулась в новую работу. Тут-то и пригодился талант мамы, унаследованный Галиной, – душевность, искренность, заинтересованность не раз помогали ей решать проблемы школьников.

Так, заметив в школе девочку-одиночку, постоянно жавшуюся на переменах у стены и не общавшуюся ни с кем, Галина Александровна стала за ней наблюдать. Осторожно спрашивать её о делах, мыслях. Далеко не сразу, но понемногу в тоскливом и безразличном взгляде девочки стали загораться искорки. Оказалось, что не так давно психологический кризис из-за проблем с отчимом чуть не довёл Юлю (имя изменено) до суицида. Шрамы на руке об этом явственно говорили. Юля их тщательно скрывала под одеждой с длинным рукавом и даже не ходила из-за этого на физкультуру.

Маме Юли до дочери тоже не было дела, поэтому и проявлять себя ни в одежде, ни в отношениях, ни в учёбе Юле не хотелось. Прессинг и безразличие – вот то, что чувствовала она дома. Юле всё больше хотелось делиться с Галиной Александровной, и у них даже дружба завязалась. Галина Александровна ненавязчивыми разговорами, поддержкой и рассказами о жизни вывела Юлю из депрессии, заставила развернуться в сторону своей девичьей сути, показала, что не стоит бояться проявлять эмоции.

Правда, беседы с родителями Юли у Галины Александровны так и не сложилось. Мама показала, что ей всё равно, а отчим на контакт не шёл совсем. Но Юля уже зажила в школе по-другому. И спустя несколько лет, окончив школу, прислала Галине Александровне письмо, расстрогавшее её до слез. «Умеете вы, умная и чувствительная, нас, детей, читать. Сыграли вы в судьбе моей огромную роль. Люблю вас и помню!»

Кроме таких глобальных случаев есть ежедневно в работе Колосковой и задачи, казалось бы, более простые. Вот парень съел чужую порцию. Нахамил учителю. Такое педагог без внимания тоже не оставляет. Уважение и к одноклассникам, и к педагогам – признак человечности. И приходится объяснять, что такие проявления – это совсем не мелочь, а человеческое лицо, с которым потом жить. И каждая история, каждая беседа уводит педагога туда, в деревенский дом к маме, когда простым разговором, участием, небезразличием меняла мама настроение, личность, судьбу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах