166

В Красноярском крае детей научат правильному сну

Красноярск, 6 апреля - АиФ-Красноярск.

Дети, проживающие в Артике, чаще своих сверстников из центральных и южных районов страны испытывают трудности со сном. Так, новое исследование ученых доказывает: у большинства подростков с возрастом происходит смещение хронотипа. Иными словами, они становятся скорее «совами», чем «жаворонками». Что приводит к таким последствиям?

Авторы исследования представили свою научную работу на заседании экспертов общественной организации Проектного офиса развития Арктики (ПОРА). В разработке участвовали специалисты Карельского научного центра РАН и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова при поддержке ПОРА.

Работа «Особенности цикла сон-бодрствование у детей в арктических регионах России» изучала около тысячи детей в возрасте от 7-12 лет из Мурманской области Петрозаводска, Тюмени, Таймыра. В исследовании участвовали представители коренного, и пришлого населения. Ученые измеряли их температуру, секреции гормонов мелатонина и кортизола, исследовали гены, связанные с биоритмами.

Борис Тарасов, к.м.н., генеральный директор ПОРА, так оценил научный проект:

- Арктика - это уникальная территория не только в плане климата, природы, полезных ископаемых. Экстремальные природные условия оказывают большое влияние на здоровье людей и на цикл сон-бодрствование. Особенно этому влиянию подвержены дети. Известно, что нарушение режима сна не только негативно отражается на успеваемости учеников, но и ухудшает их общее самочувствие. Для таких детей характерна быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, склонность к девиантному поведению, они более предрасположены к потреблению стимуляторов и к избыточному весу. Особенности сна у детей в Арктике ранее не изучались, поэтому мы с радостью поддержали этот проект.

Статистика, приведенная в исследовании, показала: около 57% детей чувствуют, что недосыпают, а больше 58% просыпаются среди ночи, 15% отмечают выраженную сонливость в неурочное время, 40% жалуются на легкую бессонницу. Повышенная сонливость имеет сезонную динамику, которая резко увеличивается в зимнее время.

Ученые рекомендуют вести дневник самонаблюдений, увеличить количество продуктов с содержанием аминокислоты триптофана (например, сыр, орехи, рыбы), использовать свет для пробуждения утром, а в классах установить яркое освещение.

Сергей Коломейчук, старший научный сотрудник лаборатории генетики Института биологии КарНЦ РАН предложил свои рекомендации:

 - Необходимо скорректировать учебное расписание: предметы, требующие меньшего внимания и памяти, можно ставить на утренние часы. А те, для которых нужна лучшая концентрация - сдвигать в расписании школьников на два-три урока позднее либо ввести обучение во вторую смену.

В ходе презентации проекта Михаил Полуэктов, заведующий отделением медицины сна Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, председатель Национального общества детского сна, отметил: «Бросается в глаза высокая распространенность нарушений сна во всей Артике - по данным зарубежных исследований, она составляет около 25%. Андрей Иванов, координатор социальных и просветительских проектов ПОРА предложил проводить в школах занимательные «уроки сна».

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах