Влияние Северного морского пути на Арктику будет возрастать, считает координатор Экспертного совета ПОРА Александр Воротников.
«При развитии Северного морского пути надо понимать, что этот проект длительный, и его влияние на экономическое развитие прилегающих территорий Арктической зоны России будет постепенно возрастать. Примером является Транссибирская магистраль, которая строилась как дорога на Дальний Восток, а стала драйвером экономического развития всей прилегающей к Транссибу территории. Бассейновый принцип территориального развития (по бассейнам крупных рек), который принят в Якутии, могут взять на вооружение и другие арктические регионы. Такие реки, как Обь, Енисей или Лена, исторически представляют собой не только природные, но и экономические экосистемы», - сказал Александр Воротников.
Основным приоритетом при развитии Севморпути должен быть не экспорт углеводородов, а развитие прилегающих территорий, высказался Алексей Фадеев, ведущий научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН: «В Норвегии значительная доля работ, связанных с нефтяными месторождениями, выполняется компаниями, которые, казалось бы, не имеют отношения к «нефтянке». При этом одно рабочее место в Арктике создает в среднем 14 рабочих мест в смежных регионах».

Другие эксперты подчеркнули: необходимо расширять спектр грузов, которые перевозятся по СМП, улучшать портовую инфраструктуру для наиболее устойчивого развития прилегающих территорий.
Также при развитии Севморпути важно принять превентивные меры для защиты экологии, сочли участники дискуссионной площадки, среди которых были представители различных научных институций.