На второй день после страшной трагедии, корреспондент «АиФ на Енисее» отправился на красноярский автовокзал. Несмотря на объявленные властью проверки, нелегальные перевозчики работают здесь, как и прежде.
Выгода или безопасность?
«Попросите их предъявить лицензию, что они имеют право таксовать - ни у одного ее нет. И плевать всем! Люди мне задают вопрос: Андрей Леонидович, а зачем мы платим 36 тысяч налогов в год за эту лицензию, когда это никому не надо? А они ни налогов не платят, ни бумаг не имеют. Людям все равно. Ничего вы своей статьей не сдвинете, поверьте. Были аварии, и что толку? Вы подойдите и посмотрите - нелегальные автобусы полные. Сегодня людей больше тревожит цена, чем жизнь человеческая», - возмущается загорелый человек с золотым крестом на груди. Один из тех, кто в Красноярске занимается извозом.

Слева от Железнодорожного вокзала за шлагбаумом желто-зеленая будка «Такси Ямщик», там не дают комментариев, но отмечают: на островке напротив стоят «воры», работающие без лицензии. Водитель единственного микроавтобуса, который там стоит, с красной надписью «Ужур» над лобовым стеклом, говорит, как бы отмахиваясь: «У меня стоит «Глонасс Евро 5», есть тахограф». К нему приехал друг, и с журналистом общаться некогда и незачем.
Ранним утром, на следующий день после столкновения грузовика и междугороднего автобуса на трассе в Козульском районе, у Красноярского автовокзала, кипит жизнь. На площадке под зеленым навесом люди покупают билеты, звонят, возятся с сумками, общаются. Автобусы прибывают со всех направлений. Одна женщина стоит за оградой, отделяющей людской накопитель от места парковки транспорта и теребит в руках билет - ей надо в Ачинск, но автобус задерживается. Женщина сначала наотрез отказывается говорить, а после во время беседы смотрит в сторону. «Я выехала на один рейс раньше, чем те, кто вчера разбился. Теперь страшно ехать, но на автобусе мне удобней и выгодней добираться, чем на поезде».
Виновных в смертельном столкновении на козульской трассе еще не нашли. «Обе аварии - случайность», - говорит Андрей, улыбчивый водитель зеленого микроавтобуса с табличкой «Красноярск - Абан» на стекле. На автовокзале легальным извозом занимаются не только большие автобусы, но и «микрики», в которых помещается 13 человек. Андрей рассказывает, что пассажиры любят такой транспорт за то, что на нем добираешься быстрее, с разницей примерно в час. Опасней ли такие поездки? «Легковые машины бьются, жертв бывает и больше, чем в той трагедии. Я девять лет на межгороде, насмотрелся дурных аварий. У нас механик осматривает машину, техосмотр делаем, страховка, лицензия есть, желтые номера, личная карточка водителя - обязаловка». Андрей, «пока не тронулся», показывает пластиковую карту, ее он вставляет в тахограф на приборной панели, аналог черного ящика, который отслеживает труд и отдых шоферов. В салоне укреплен датчик «Глонасса»: он следит за скоростью и нарушениями.

На вокзале регулярно делают объявления: «Берегите себя, пристегивайте ремни безопасности», из громкоговорителя слышится: «авария». Водитель только что приехал, и, активно жестикулируя руками, жалуется контролеру: «По восемь раз останавливают за поездку, каждый сантиметр проверяют», - из-за этого происходят задержки.
Прокладка между сиденьем и рулем
«Глонасс», как станет ясно после общения с шоферами официальных предприятий, определяет солидность. А еще бумаги: «У нас этих бумажек больше, чем у «Автоколонны 1967», - «опытный водитель» большого частного автобуса, как он представился, показывает на лобовое стекло. - Как в библиотеке все обклеено, потому что частного щипают со всех сторон, а у них две-три бумажки». Шесть лет ездит по трассе Красноярск – Ачинск - Назарово, и уверен: аварии - из-за дальнобойщиков. «Их колонну не обогнать, трасса загружена. Начинаешь обгонять, а их три-четыре в ряд, и не успеваешь. Легковушки бьются». Из-за фур и пробок, которые тормозят движение, потом приходится торопиться.

Немногие водители признались, что позволяют пассажирам ездить, не пристегиваясь. В их числе - Юрий, сидящий за рулем белого вместительного микроавтобуса, он возит людей в Канск уже шестой год. «Нас приучили пристегиваться. Раньше сели - и едут. Все решает прокладка между сиденьем и рулем». Юрий обязан собирать по дороге тех, кто «голосует», а отсутствие у них страховки - уже дело хозяев.
Что до самих автобусов, то на автовокзал прибывают и «японцы», похожие на скоростные поезда, и с помятыми боками и треснувшими лобовыми стеклами русские, и «пазики», и музейные экспонаты времен СССР. На таком раритете, который словно сшит гнилыми нитками, из села Агинского ездит Павел. Он признается: «Автобус уже хлам. ЛАЗ 1980 года. Но техосмотр прохожу». Поменять транспорт Павел не надеется: хозяин работает на себя, а по-простому, ворует. Жители ходить пешком не хотят, и смирились.

На стоянке возле автовокзала стоит Сергей из поселка Шира, он водит легковую Тойоту Камри. Плату берет вдвое больше вокзальной, 1500 рублей. «На дороге, когда тебе 50 лет, по-другому мыслишь: надо и внуков вырастить. Сам себе стал удивляться, не больше 110 км даже при обгоне еду. На такой скорости лучше реагировать. А по времени доезжаем почти в два раза быстрее». О безопасности думает - в машине есть ремни-«треугольники», которыми можно пристегивать детей с трех лет.
Изменилось ли что-то после тех трагедий? Как сказал один из водителей: «Раньше на пути люди разговаривали, а сегодня пристегнулись, и тишина: смотрят настороженно за каждым движением, чтобы водитель не спал. И самому неприятно».