Примерное время чтения: 9 минут
560

Язык до Альцгеймера не доведёт. Зачем учить иностранные языки?

«АиФ на Енисее» №6 (1995) 06/02/2019
С 2022 года иностранный язык  будет обязателен при сдаче ЕГЭ.
С 2022 года иностранный язык будет обязателен при сдаче ЕГЭ. pixabay.com

По новым стандартам сейчас в школах с пятого класса дети должны изучать два иностранных языка. Но в Красноярском крае в большинстве учебных заведений пока преподают только один. Чем для выпускников может обернуться несоблюдение стандартов? Как изучение языков влияет на мозг и здоровье человека в целом? Эффективно ли сегодня язык изучать самостоятельно? На эти и другие вопросы корреспондента «АиФ-Красноярск» ответила кандидат филологических наук, преподаватель английского языка вуза Марина Битнер.

Аттестат с прочерком

Татьяна Бахтигозина, «АиФ-Красноярск»: Марина Александровна, сегодня изменились стандарты изучения иностранных языков в школе. Какова реальная ситуация в крае?

Марина Битнер. Фото: Из личного архива

Марина Битнер: Новые стандарты введены с 2011 года. На них предполагалось переходить постепенно. Со второго класса вводится первый иностранный, с пятого - второй, любой, который школа может обеспечить. И в этом большая проблема, по крайней мере, в Красноярском крае. Дети, которые пошли в школу в 2011 году, сейчас уже в 8-м классе. А большинство из них не изучали второй иностранный. Если директора школ не изыщут возможность уже в этом году организовать занятия, то в аттестате за 9-й класс у школьников будет стоять прочерк по этому предмету. Многие регионы на Западе с этой проблемой справились. Там учителя вспомнили, что у них в дипломе значатся два языка. Конечно, английский долгое время вымывал другие. Сейчас преподавателям требуется переподготовка.

Досье
Марина Битнер. Родилась в Кемеровской области. Окончила Красноярский педагогический университет, преподаёт в родном вузе с 2002 года. Завкафедрой английского языка КГПУ им. Астафьева. Замужем, двое детей.

А с 2022 года иностранный язык будет обязателен при сдаче ЕГЭ. Поэтому спрос на преподавателей сейчас очень большой, в том числе и в сельских школах. При этом в вузах количество бюджетных мест сокращается. Кадров попросту не хватает. И в ближайшей перспективе мы увидим, чем всё это обернётся. Думаю, остро проблема встанет уже в сентябре.

- Тем не менее сейчас дети рано начинают учить языки. Стоит ли дошколёнка отдавать на английский, если он по-русски ещё плохо говорит? 

- Конечно, стоит. Вопрос в следующем. Сензитивный период, когда ребёнок естественным образом усваивает языки, заканчивается в 7 лет. Если человек в это время погружён в среду, то, естественно, мозг сам схватывает язык, и малыш начинает говорить. Но у нас нет ситуации погружения в среду. Зато есть хорошая практика - детские сады с изучением английского языка. Здесь используется методика полного физического реагирования, когда дети только слушают, запоминают и имитируют жесты. Говорю, например, ребёнку на английском: «Поцелуй куклу». Он повторяет за мной действие, но не ожидайте, что он будет повторять слова, заговорит на английском. Считается, что оптимальный возраст, когда ребёнка можно начинать учить, руководствуясь принципом осознанности, - это пять лет. А если мы просто хотим погрузиться и играть, то начинать можно с любого возраста. Идёт накопление…

Улыбаемся и машем

- Сейчас в Интернете полно онлайн-курсов. Можно ли язык выучить самостоятельно?

- Безусловно, можно. Сейчас развиваются и услуги онлайн-курсов, и дистанционное обучение. И большинство наших учеников в последние пять лет работают из дома, ведут занятия онлайн. Спрос очень большой, потому что преодолевать расстояния тяжело, затратно по времени. Думаю, что сейчас как раз настало время такого самостоятельного обучения. Ресурсов для этого очень много. 

- Если срочно нужен язык, реально ли его выучить месяца за три?

- Есть специальные пособия, которые так и называются - язык для выживания, язык для туристов. Они и предполагают трёхмесячные курсы. Но для работы на иностранном, конечно, нужен уже другой уровень. На то, чтобы свободно владеть языком, годы уйдут.

Есть такое понятие, как интегрированное обучение. Это когда человек изучает какой-то предмет и одновременно учит язык. Например, ребёнку географию преподают на английском языке. Этот метод называется CLIL. В Европе уже давно принята эта концепция. Люди, обучающиеся в рамках этой методики, специально поощряются. В советское время были школы с углуб­лённым изучением языка. В Красноярске много учителей-энтузиастов, которые этим занимаются. Например, ведут географию на английском.

- В Красноярске перед Универсиадой, например, пытаются кондукторов «поднатаскать» по языку. Нужно ли это? 

- Мы обсуждали с коллегами такую инициативу. Не видим никакой надобности в этом. Ситуация с кондуктором ограничена определёнными клише, которые понятны без перевода. И сколько у нас иностранных студентов учатся или приезжают в гости - они проблем не испытывают. В автобусах остановки объявляют, человек знает, какая ему нужна, воспринимает на слух.

- А как быть красноярцам, которые не знают языка, в ситуации, когда нужно будет помочь иностранцу?

- Есть такое правило, оно действует и в лингвокультурологии, и в этикетном общении: «улыбаемся и машем». Улыбка, то есть дружелюбное отношение, поможет всегда. Что касается языка: если человек хочет общаться, значит, скорее всего, он готов к этому общению. Молодые люди сейчас очень активно занимаются языками.

Также есть очень хорошие онлайн-переводчики. Наверное, многие ими уже пользовались за границей. Набираешь текст в телефоне в специальной программе и показываешь тому, кто не знает русского.

Когда турист приезжает в другую страну, ему приятно услышать родную речь. Но если поприветствовать и на английском, то все поймут, что это выражение дружелюбия… Все иностранцы наверняка знакомы и с нашими фразами «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте». Ещё часто говорят: «Как поживаете?» 

- А навигация в городе? Дос­таточно ли указателей на английском языке? СМИ писали о том, что некоторые из них сделаны с ошибками…

- Я могу только ссылаться на исследование, которое было представлено на конференции, посвящённой подготовке к Студенческим играм. В нём указывают на один главный изъян - отсутствие единообразия. То есть если на вывеске администрация обозначена одним словом, а на указателе другим, человеку трудно сориентироваться. Где-то на указателях написано «проспект», где-то «ул.», а где-то «стрит». Вообще, принято правило, что имена собственные мы не переводим. Если иностранец обратится к человеку, который не знает английского, с просьбой показать, где, например, находится проспект Мира (а не стрит или авеню), то человек скорее поймёт и покажет. То есть переводить названия не нужно, мы записываем так, как это бы звучало на родном языке.

Но думаю, что проблем с навигацией по городу не будет в силу того, что мы живём в 21-м веке, и все умеют пользоваться гаджетами.

Для гибкости мышления

- В глобальном смысле что даёт изучение иностранного языка?

- Изучая иностранный язык, вы занимаетесь профилактикой болезни Альцгеймера. Это же развитие мозга. А если языки специально изучать, то неродные складируются в другой части мозга. И не дай бог что-то приключится: инсульт или какая-то другая неприятность, - и мозг окажется не весь сохранён. Человек может забыть один язык, а другой не потеряет. И конечно, чем больше языков человек знает, тем гибче у него мышление, тем он гибче во взаимодействии, поведении, общении.

- В пожилом возрасте эффективно изучать языки? 

- У нас на факультете большое количество людей возраста 40+, как слушателей, так и студентов. Например, были хирурги, которые получили второй диплом и теперь могут читать специализированную литературу в перво­источнике. Женщина на пенсии, лингвист, решила преподавать, в 61 год она прошла переподготовку, выучила ещё два языка. Успешно работает в школе уже пять лет. В прошлом году у нас получил диплом милиционер на пенсии…

- Самый перспективный язык сейчас английский?

- Нет, так говорить не совсем правильно. Вот, например, говорят, немецкий - язык Европы. Если вы приедете в ту же Хорватию или Италию, вряд ли вы там найдёте англоговорящих. Язык, особенно во взрослом возрасте, нужно учить тот, который тебе нужен, который ты будешь активно использовать (без этого он быстро забывается). Но английский язык имеет довольно простую структуру, поэтому он пока ещё занимает позицию языка межнационального общения.

Кстати

  • В мире существует почти 7 тыс. языков, из них лишь 4% - европейские.
  •  Каждую неделю в мире становится на один язык меньше - обычно это происходит со смертью последнего носителя.
  • 60% населения Земли знают больше одного языка.
  • Самый популярный по распространению - мандаринский диалект китайского языка: им владеют 1,2 млрд человек (население земного шара - 7,5 млрд).
  • Учёные считают, что процесс изучения иностранного языка строит новые нейронные связи и укрепляет существующие.
  • Есть исследования, которые утверждают, что хорошее владение несколькими языками может увеличить доход человека на 30-50%.
  • В 1887 году варшавский окулист создал искусственный язык эсперанто. Сейчас около
  • 2 млн человек владеют им. Причём для 1 тыс. человек он является родным (главным образом, для детей из интернациональных семей). 
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах